Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Образование, наука

«Светлый лайнер морских наук…»

Систематическое обучение моряков в России ведет свое начало с 1701 года, когда Петром I была открыта первая Навигацкая школа. До этого же готовили их как бог на душу положит – в плаваниях нарабатывая практические навыки, без особых теоретических познаний. А как только возникла необходимость исследовать и освоить побережье Тихого океана, появились такие школы и на Дальнем Востоке.

Систематическое обучение моряков в России ведет свое начало с 1701 года, когда Петром I была открыта первая Навигацкая школа. До этого же готовили их как бог на душу положит – в плаваниях нарабатывая практические навыки, без особых теоретических познаний. А как только возникла необходимость исследовать и освоить побережье Тихого океана, появились такие школы и на Дальнем Востоке.

Но только одна из четырех – Охотская – смогла дорасти потом до военного штурманского училища. Кроме того, в следующем уже веке Российско-Американская компания, с деятельностью которой связано освоение россиянами Аляски, Калифорнии и островов Тихого океана, стала основоположницей морского образования и на Американском континенте, открыв в г. Ново-Архангельске на о. Баранова (Ситка) собственную торгово-мореходную школу. Эта школа прекратила свое существование только после продажи Аляски в 1867 году, а штурманское училище Сибирской флотилии ликвидировали тремя годами позже...

С этого же времени Россия начала создавать в своих портовых городах сеть мореходных классов для подготовки штурманов и шкиперов торгового плавания. В 1876 г. военный губернатор Приморской области и Владивостока контр-адмирал Г. Ф. Эрдман ходатайствовал перед правительством об организации такого учебного заведения на вверенной ему территории, однако открытие Александровских мореходных классов состоялось только 14 ноября 1890 г. В 1902 г. эти классы были преобразованы в училище дальнего плавания, а осенью 1923 г. последнее стало техникумом водного транспорта, давшим стране более полутора тысяч специалистов.

Во время Великой Отечественной войны Государственный комитет обороны принял (для обеспечения офицерского резерва ВМФ СССР) постановление от 5 марта 1944 г. “О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота”, в соответствии с которым в стране создавались 11 гражданских мореходных училищ закрытого типа, в том числе три высших. Первый набор во Владивостокское высшее мореходное училище был произведен в том же году, и с 1 сентября начались занятия у 450 курсантов на трех факультетах. В 1950 г. в ВВМУ состоялся первый выпуск инженеров-судоводителей и инженеров-судомехаников. С тех пор дальневосточный флот стал ежегодно получать собственные квалифицированные инженерные кадры.

29 мая 1958 г. училище стало именоваться инженерным и морским (а не мореходным) – ВВИМУ, здесь был отстроен учебный городок, появились шестиэтажные здания общежитий, котельная, начато строительство зданий второго учебного корпуса, плавательного бассейна и курсантской столовой. На всех этих стройках каменщиками, землекопами и грузчиками работали курсанты и сотрудники училища. Через 6 лет училищу было присвоено имя адмирала Г. И. Невельского, и оно стало называться Дальневосточным (ДВВИМУ). Тем временем развивалась материально-техническая база морского транспорта, внедрялись автоматика и электронно-вычислительная техника, в новых условиях от специалистов требовалась уже не только узкая специализация, но и широкая инженерная подготовка.

Уже к середине 80-х годов ДВВИМУ становится одним из крупнейших вузов на Дальнем Востоке, ежегодно выпускающим более 500 специалистов для предприятий морского флота. В 1983 г. к руководству училищем пришел нынешний ректор Морского госуниверситета Вячеслав Седых, и через 8 лет учебное заведение было преобразовано в Дальневосточную государственную морскую академию (ДВГМА). В последующие годы здесь была открыта подготовка по ряду новых специальностей, создана и успешно функционирует система непрерывного морского образования, значительно укреплена материальная база, коренным образом улучшена работа системы дополнительного образования. ДВГМА становится крупнейшим из пяти ведущих морских вузов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и 2 октября 2001 г. ей присваивается государственный аккредитационный статус “университет”. Таким образом одна из трех морских академий страны (самая отдаленная от центра) стала первым в России Морским государственным университетом, готовящим специалистов всех профилей, необходимых морской тра
нспортной системе, – по естественно-научному, гуманитарному, техническому и морскому конвенционному направлениям.

Более 5 тысяч человек учатся в МГУ им. адм. Г. И. Невельского сегодня; здесь работают 37 членов российских академий, 3 члена зарубежных академий, свыше 60 проц. преподавателей имеют ученые степени и звания. Это крупнейший морской вуз региона, авторитетный научно-методический центр морского образования на Дальнем Востоке, который выпускает инженерно-технические кадры по 32 специальностям и специализациям, – целый университетский комплекс, который включает в себя 14 институтов, 16 факультетов, Сахалинское морское училище в г. Холмске, морской колледж, лицей и другие структуры.

Автор : Валерий КОРОЛЮК, действительный член РГО-ОИАК, специально для «В» (фото из архива университета)

comments powered by Disqus
В этом номере:
Суд у подоконника

По-прежнему вершат во Владивостоке мировые судьи из-за того, что у них нет нормальных рабочих помещений.

«Спартак» хорошо размялся

Повторная встреча «Спартака-Приморья» с казахстанским клубом «Отрар» по своему сценарию напоминала первую.

Прям как в Чикаго

Вчера около часу дня в краевом центре на проспекте 100-летия Владивостока, 51, недалеко от магазина «Sony», неизвестные расстреляли из автомата автомобиль «Ниссан-Сафари».

Предотвратить патологию

Врачи Артема учатся распознавать профессиональные заболевания. В центре медицинской профилактики проходит многодневный цикл тематического усовершенствования по вопросам профессиональной патологии.

Все по местам!

Вчера отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота отправился с визитом в Республику Корея в память трагической даты – 100-летия гибели легендарного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

Последние номера