ДВМП обретает динамику

Ушедший год стал переломным в новейшей истории одного из старейших транспортных предприятий России – Дальневосточного морского пароходства. Пожалуй, впервые за последнее десятилетие ДВМП как по международным, так и по российским стандартам отчетности получило значительную прибыль.

3 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1501 от 3 февр. 2004

Ушедший год стал переломным в новейшей истории одного из старейших транспортных предприятий России

– Дальневосточного морского пароходства. Пожалуй, впервые за последнее десятилетие ДВМП как по международным, так и по российским стандартам отчетности получило значительную прибыль.

Владимир Олсуфьев, заместитель генерального директора ДВМП по кадрам:

- 2003 год запомнится коллективу предприятия тем, что впервые за долгое время была получена ощутимая прибыль, которая, по предварительным оценкам, составила 19 миллионов долларов. Успех связан, с одной стороны, с удачной конъюнктурой рынка, а с другой

– с управленческими решениями, которые принимались здесь, внутри компании.

Основа достигнутых результатов была заложена полтора года назад, когда пришли новые акционеры, и во главе пароходства встал Евгений Николаевич Амбросов. За его назначением последовал целый ряд мер. Среди прочих - реформа персонала.

В советские годы ДВМП насчитывало в своем составе 75 тысяч работников, несметное количество подразделений и направлений деятельности. За перестроечные годы численность сократилась до четырех с половиной тысяч человек. Вместе с тем и в структуре пароходства, и в настроениях людей многое осталось с тех времен, когда ДВМП позволяло себе роскошь иметь многоуровневую структуру управления, большое число начальников, выполнять многие несвойственные транспортной компании функции. При такой системе добиться эффективного использования потенциала сотрудников было невозможно.

Ныне все в корне изменилось. Пароходство стало более компактным. Это обстоятельство потребовало стройной и ясной структуры управления предприятием, ее оптимизации. Ведь еще в начале прошлого года у нас было множество мелких отделов, изобилие руководителей, их замов и ведущих специалистов. В новой структуре осталось несколько департаментов, руководители которых одновременно являются заместителями генерального директора. Упростилась и стала функциональной система управления пароходством.

Под оптимизацией мы понимаем, в первую очередь, точную расстановку персонала. Но не обошлось и без основательного сокращения, коснувшегося в основном сотрудников береговых служб. В начале прошлого года в них числилось 900 человек. Тогда была сформулирована задача - убрать дублирующие функции, вывести непрофильные подразделения из пароходства. К концу 2003 года на берегу осталось 650 сотрудников. В течение этого года численность управления сократится еще на 200 человек.

При этом, конечно, нет никаких оснований говорить о якобы имеющихся планах свести персонал пароходства к сотне-другой работников, пароходы продать, а руководить компанией из Москвы. Почвы для таких разговоров не было раньше, нет и сейчас.

Что касается плавсостава, то в течение прошлого года численность его сократилась незначительно и сегодня составляет 3700 человек. В этом году мы планируем поднять заработную плату морякам. Если в прошлом году основательно повысили заработок старшего комсостава, то в этом году беремся за средний комсостав, зарплата которого возрастет на 30 процентов. При этом предстоят серьезные переговоры с профсоюзной организацией, связанные с пересмотром системы оплаты труда и изменением действующего коллективного договора. Система оплаты будет основательным образом упрощена, станет более понятной работнику и удобной для расчета.

На этом фоне мы активно занялись вопросами мотивации труда. Ясно, что все хотят, чтобы зарплата была повыше, зачастую забывая при этом о неизбежном в условиях рынка повышении интенсивности и напряженности труда, абсолютной недопустимости недисциплинированности и расхлябанности. В новых обстоятельствах ни одно эффективное, развивающееся предприятие уже не может позволить себе платить всем поровну, независимо от индивидуального вклада работника в выполнение производственных заданий, в производство прибыли. Поэтому было принято решение разделить заработок на две части: гарантированную и переменную. Вторая часть варьируется в зависимости от того, насколько человек эффективно работает и добросовестно относится к своим должностным обязанностям. Причем эта система коснется всех: и работников береговых служб, и моряков.

Исключительно важный момент в кадровой политике

– четкое соблюдение трудового законодательства. Не скажу, что раньше им на предприятии полностью пренебрегали, но последний период нашей деятельности характеризуется скрупулезным и уважительным подходом ко всем деталям законов о труде. В истории пароходства возникали коллизии, связанные с трудовыми спорами, обращениями работников в Государственную инспекцию труда, что дестабилизировало рабочую обстановку, порождало нервозность. Действуя исключительно в рамках закона, мы смогли уйти от ненужных конфликтов и, кстати, наладили хорошие отношения с профкомами. При этом стараемся доказать, что на самом деле работодатель отнюдь не менее других заинтересован в соблюдении законных прав и интересов сотрудников, выплате им достойной заработной платы, чтобы в конечном счете они могли и желали эффективно и добросовестно трудиться, принося прибыль компании.

Еще один вопрос

– это объективная оценка персонала. Многие помнят с советских времен такое понятие, как аттестация. Раньше эта процедура частенько служила орудием администрации в целях избавления от тех, кого в обычных условиях нельзя уволить. Ныне мы все поставили с головы на ноги. В пароходстве завершается аттестация руководителей и специалистов береговых подразделений, которая в соответствии с трудовым законодательством и интересами персонала позволяет поддержать добросовестных, старательных, эффективных, успешных сотрудников. По ее итогам составляется резерв на повышение, представляются списки на поощрение, принимается решение о направлении на обучение.

Много говорят сегодня о корпоративной культуре. И кому, как не ДВМП, развивать ее, опираясь на славные традиции предприятия. Начата работа по подготовке празднования 125-летия ДВМП, которое состоится в апреле будущего года. Мало найдется в России компаний, которые могли бы гордиться такой долгой историей, как ДВМП. Празднование хочется сделать масштабным. Планируются торжественные мероприятия, награждение заслуженных работников, концерты на разных площадках города, фотовыставки. На это же время намечена презентация нашего нового проекта - строительства совершенно уникального судна, закладка которого в ближайшее время начнется на зарубежной верфи. Иными словами, мы хотим напомнить тем, кто подзабыл, о былой славе ДВМП, о том, что пароходство не только выздоравливает, но и очень активно развивается.

Если коротко сформулировать мой личный подход к кадровой работе в пароходстве, то его выразят слова: порядок и порядочность. Порядок как систематизация и организация труда и по науке, и по тем правилам, которым учит жизнь. А порядочность как ключевой принцип подхода к персоналу в целом, к каждому человеку в отдельности. Важно, чтобы люди, измученные многими годами неурядиц и обмана, почувствовали, что тот период, когда не учитывались их интересы, уже прошел.

Сергей Костян, директор департамента контейнерных линий ДВМП:

- 2003 год для департамента контейнерных перевозок и пароходства в целом стал успешным, несмотря на то, что ситуация на рынке стала более сложной, а число конкурентов растет прямо на глазах. Тем не менее мы достигли бесспорных успехов. Значительно превышены плановые показатели по доходам. Они составили 72,6 миллиона долларов против намеченных 63,5. Это то, что мы получили в качестве фрахта. Тайм-чартерный доход выполнен на 108 процентов: при плане 40,5 миллиона получено 43,7 миллиона долларов. На экспортно-импортных линиях перевезено 114763 контейнера в 20-футовом эквиваленте. На каботажных линиях - 42387 контейнеров, между иностранными портами

– 182 тысячи, что опять же значительно выше намеченного. Отметим, что плановые цифры – это фактически показатели 2002 года. То, что они были значительно перекрыты, указывает на серьезный успех предприятия.

Факторов успеха несколько. Это и рост потребностей рынка, но в первую очередь это - мероприятия, которые были проведены компанией. В прошлом году, например, расширилась география линий, обслуживающих Китай. Если прежде наши суда заходили только в порт Шанхай, то теперь открыты новые направления на Гонконг и Хуанпу. В июне прошлого года организован прямой сервис на Корсаков. Туда и ранее заходили наши суда, но это были факультативные заходы по пути на Камчатку. Теперь же контейнеровоз осуществляет еженедельные прямые рейсы из Владивостока в Корсаков. Объем перевозок на этой линии стремительно растет.

В прошлом году мы вернулись к уже забытой практике перевозок в порт Анадырь. Эта линия характерна тем, что работает только во время летней навигации. Но в этот период рейсы туда осуществлялись на основе регулярного расписания. Эта традиция будет продолжена и в наступившем году. Более того, мы намерены расширить географию этого важного направления путем обеспечения заходов в другие северные порты, а также провести ряд организационных мероприятий для того, чтобы сделать этот сервис более удобным и привлекательным для клиентов.

С середины прошлого года пароходство вплотную приступило к осуществлению такой стратегической задачи, как расширение сервиса путем организации интермодальных перевозок, то есть с предоставлением услуг по перевозке грузов не только по морю, но и по суше, с доставкой их, что называется, до двери получателя. В рамках этой программы зарегистрирована компания в Москве, цель которой

– организация перевозки контейнеров по железной дороге. В течение буквально нескольких месяцев была создана необходимая структура, заключены соглашения и организована сеть агентств по территории России и даже в Финляндии. В результате уже в декабре клиентам предложены ставки на доставку не только от порта до порта, но и непосредственно до пунктов назначения.

Развитие взаимного сотрудничества с ОАО

“Российские железные дороги” – другая стратегическая цель, важная не только для пароходства, но и для всей страны в плане глобальной транспортной стратегии. Ведь очень важно иметь единую транспортную систему, объединяющую возможности ДВМП и РЖД - двух российских перевозчиков. Такое объединение позволит предложить уникальные возможности перевозки грузов по Транссибирской магистрали не только российской клиентуре, но и зарубежным партнерам. На самом деле такое сотрудничество очень перспективно. Развитие транспортной инфраструктуры позволит конкурировать с теми океанскими перевозчиками, которые возят грузы в Россию, но через Суэцкий канал.

Огромен потенциал и азиатского рынка. На это указывают тенденции прошлого и наступившего годов. Фактически Китай выходит в лидеры по объему перевозок. Поэтому мы рассматриваем эту страну как одну из целей для дальнейшего развития нашего сервиса.

Если говорить о перспективе, то предстоит многое сделать не только в области интермодального сервиса, но и каботажного направления работы. Пока сервис, предоставляемый на этих линиях, ограничен в том смысле, что наша ставка не включает в себя стоимость погрузки и выгрузки в портах назначения. Частично это связано с позицией руководства портов. Но постепенно наши позиции сближаются. Есть надежда, что в этом году удастся перейти на услуги, предусматривающие включение этих стоимостей в ставку перевозки.

Большая задача на предстоящий год

– компьютеризация процесса контейнерных перевозок, который сам по себе довольно сложен в том смысле, что каждый контейнер в определенной степени представляет собой транспортное средство. Например, сегодня в постоянном обороте у ДВМП находится более 37 тысяч контейнеров. Каждый нужно отследить, точно знать, где он находится, а еще нужно знать, что он конкретно заработает. Мы намерены приобрести специальное программное обеспечение, чтобы гарантировать контроль над процессом. Компьютеризация процесса перевозки также позволит нам значительно улучшить качество нашего сервиса в плане информационного обеспечения. Наши клиенты получат возможность определять местоположение контейнеров с их грузами через Интернет в реальном режиме времени.

Сегодня ДВМП оперирует 11 контейнерными линиями, среди которых традиционные, связывающие порты российского Дальнего Востока, Австралии, Новой Зеландии, Северной Америки, стран Юго-Восточной Азии. Но не только.

В прошлом году была открыта новая линия, символизирующая собой то обстоятельство, что пароходство не собирается оставаться в рамках АТР и намерено развиваться как глобальный перевозчик, способный обеспечить клиентуре доставку грузов в любую точку мира. Речь идет об открывшейся в сентябре линии, связывающей немецкие порты Гамбург и Бремерхафен с портом Санкт-Петербург. Это наш первый шаг в Европу. Задача ближайшего времени

– добиться на этой линии позитивных результатов. В случае успеха ДВМП реально свяжет Дальний Восток с Балтикой, перекинув транспортный мост через весь материк.

Автор: Записал Виталий МОГИЛЬ, «Владивосток»