Тот самый, из 13-го номера…

Актеры театра им. Горького Александр Славский и Владимир Сергияков пока еще смотрят в текст, хотя до премьеры спектакля «№ 13» осталось не так уж много времени. Ефим Звеняцкий в последние дни високосного февраля преподнесет зрителю подарок – новую постановку.

30 янв. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1500 от 30 янв. 2004

- А кто подтвердил вранье про молодую жену, медовый месяц и братца-алкоголика?

- Никогда больше не проголосую за нашу партию…

Актеры театра им. Горького Александр Славский и Владимир Сергияков пока еще смотрят в текст, хотя до премьеры спектакля «№ 13» осталось не так уж много времени. Ефим Звеняцкий в последние дни високосного февраля преподнесет зрителю подарок – новую постановку.

Кстати, следующая фраза принадлежит ему: «Вовушка, вот здесь не тиши, ты должен громко произносить: «Переодевать труп? Ни за что!».

Сергияков репетирует в элегантном костюме, так сказать, сживается с платьем, а заодно и с образом своего героя, на которого в одну ночь свалились всевозможные приключения. Оставим актеров репетировать, тем более что (не будем умалчивать) порой вырывается у режиссера непечатное словцо - не выстраиваются некоторые мизансцены, и расскажем пока о пресловутом номере 13.

Пьеса Рэя Куни с оригинальным названием Out of order в 1991 году была удостоена премии Лоуренса Оливье как лучшая английская комедия, и вот уже более 10 лет она не покидает сцены мира. В России ее (в переводе Михаила Мишина название звучит «№ 13») впервые поставил Владимир Машков на сцене МХАТа. Невинная интрижка помощника премьер-министра и секретарши грозит перерасти в скандал, а может быть, и убийство. Важно не допустить, чтобы все тайное стало явным. И поэтому главным действующим лицом становится тот, кто быстрее всех находит неожиданные решения и умеет выкрутиться из любой ситуации. Таким человеком неожиданно для всех и прежде всего для самого себя становится Джордж Пигден (Владимир Сергияков), секретарь помощника премьер-министра. В одну ночь он и молодой муж чужой жены, и соблазнитель старой девы, и потенциальная жертва обманутого мужа. Кроме того, ему приходится возиться с окоченевшим трупом, который оказался… Нет, не будем раскрывать интригу.

Труп в исполнении Сергея Меньшова оказался невероятно пластичным, на вопрос Звеняцкого: «Можешь ли ты повернуться лицом к зрителю?» - ответил: «Зависит от того, куда будут катить…».

Джордж-Сергияков перекатывал Меньшова, извините, труп с места на место, проигрывая мизансцену. Тем временем Славский-помощник премьер-министра объяснял кому-то в телефон, зачем он просит костюм, в который надо переодеть труп: «Партия собирает одежду для сирот… Партия собирает одежду.  Для сирот… Партия собирает одежду…».

Стук в дверь. Нарочитый смех. Появляется еще один персонаж: Лариса Белоброва объявляет, что только что увидела собственного мужа. («Да не Сергея Михайловича, - шутят коллеги по сцене. - Того, что в пьесе…»).

- Повторили, Лариса, стучи еще раз, смех должен быть истерическим, ты никак не ожидала увидеть мужа, - Звеняцкий идет из зала на сцену, оставив микрофон, в который отдает команды актерам.

Репетиция, начавшаяся в 11, закончена. 13.30. Осталось время для фотосъемки. И до завтра. До следующей встречи на сцене, до новой скрупулезной работы над каждым жестом, фразой, интонацией…

А для «В» - возможность авторского отступления. «№ 13» - комедия положений, пьеса, благодатная для режиссерских пассажей, рассчитанная на фейерверк актерских работ. Не случайно в ней занят самый профессиональный состав труппы - Лариса Белоброва, Николай Тимошенко, Евгений Вейгель, Александр Запорожец… Ведь трюк в живом театре - это опасно. Он должен быть блестящим по идее, точным по исполнению, оправданным по смыслу. Задача постановщика - обеспечить на сцене непрерывно совершающиеся события, и чтобы каждое из них непременно было смешным. Это непросто…

Все вопросы о философии пьесы, которые задавали ему перед премьерами «Бориса Годунова», «Поминальной молитвы», «Шута Балакирева», Ефим Звеняцкий снимает одной фразой: «Актер должен быть в форме. «№ 13» дает эту возможность»… Нет никакой экзистенциальной идеи, нет эпохальной многозначительности, глубокой психологии. Типичный антрепризный спектакль. С той лишь разницей, что никто из столичных знаменитостей к нам в гости не приедет. Зачем нам антреприза? Сами можем…

Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО, "Владивосток"