Вокруг света с «Надеждой»

Честное слово: легче совершить кругосветку, чем описать ее так, чтобы и соплавателям понравилось, и читателям было интересно. По этому поводу И. А. Гончаров в своей знаменитой книге «Фрегат «Паллада» замечал: «Нет науки о путешествиях: авторитеты, начиная от Аристотеля до Ломоносова включительно, молчат;… описывать страны и народы исторически, статистически или только посмотреть, каковы трактиры, - словом, никому не отведено столько простора и никому от этого так не тесно писать, как путешественнику». Так что начнем с голой статистики.

27 янв. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1497 от 27 янв. 2004

Честное слово: легче совершить кругосветку, чем описать ее так, чтобы и соплавателям понравилось, и читателям было интересно. По этому поводу И. А. Гончаров в своей знаменитой книге «Фрегат «Паллада» замечал: «Нет науки о путешествиях: авторитеты, начиная от Аристотеля до Ломоносова включительно, молчат;… описывать страны и народы исторически, статистически или только посмотреть, каковы трактиры, - словом, никому не отведено столько простора и никому от этого так не тесно писать, как путешественнику». Так что начнем с голой статистики.

Нынешний рейс «Надежды» посвящен 200-летнему юбилею самого первого кругосветного плавания российского флота. Оно было совершено в 1803-1806 годах экипажами кораблей “Надежда” (капитан И. Ф. Крузенштерн) и «Нева» (Ю. Ф. Лисянский). Современное учебное парусное судно «Надежда» приписано к порту Владивосток и принадлежит Морскому государственному университету им. адмирала Г. И. Невельского. Общий маршрут в январе – мае 2003 года был таков: Владивосток – Пусан (Республика Корея) – Сингапур – Коломбо (Шри-Ланка) – Аден (Йемен) – Суэцкий канал – Гибралтар – Гданьск (Польша) – Санкт-Петербург. В июле-августе прошлого года «Надежда» принимала участие в парусном фестивале «DelfSail» в Голландии и в регате «Катти Сарк» на Балтике, посетив порты пяти европейских стран.

После месячного ремонта в Гданьске парусник зашел в Калининград, где 28 сентября 2003 года состоялись торжественные проводы во второй этап кругосветки. Затем были Лондон (Великобритания), Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова), Атлантический океан, Рио-де-Жанейро (Бразилия), Фолклендские (Мальвинские острова), мыс Горн (1 декабря 2003 года), Вальпараисо (Чили), встреча Нового, 2004 года, Папеэте (остров Таити), Сува (Фиджи). Осталось – по сравнению с пройденным – немного: Соломоновы острова, Гонконг, Шанхай, Нагасаки, Пусан – и мы уже будем дома. Предположительный приход во Владивосток – 28 марта. Конечно, могут измениться еще и маршрут, и дата прихода, так что уточняйте и встречайте. Сейчас на борту судна 167 человек, в том числе 98 курсантов 3-го курса судомеханического факультета МГУ и один иностранный гражданин - Василий Никольский из Бразилии, в декабре отметивший на «Надежде» свой 31-й день рождения.

Общие впечатления в рамки газетной статьи, конечно, не вмещаются. К тому же, как говаривал тот же И. А. Гончаров, «путешествия утратили свой чудесный характер». Как ни считай, а большая часть нашего рейса – это соленая вода во всех ее видах да небо над головой. Тихий океан, потом Индийский, Атлантический, снова Тихий...… Неделями – только волны и птицы, паруса и облака. Идеальные условия для философов и романтиков (когда не очень качает, конечно). Но и штормило немало, особенно в крайних северных и южных широтах. Кстати, «Надежда» в этом рейсе достигла 60о26` северной широты (порт Турку, Финляндия) и 56о21` – южной (когда обходили мыс Горн). Так высоко на север и на юг парусник за почти 12 лет своей жизни еще не забирался. И так далеко от родного порта тоже не уходил. И каковы трактиры за границей – мы уже насмотрелись...…

Чем лучше, точнее измерить этот рейс – пространством или временем? Или количеством чужих городов, или просто милями? Все это – несопоставимые понятия. Уже год, как «Надежда» в море. Время немалое, особенно для тех, кто 25 января 2003 года вышел из Владивостока и с тех пор не покидал (по большому счету) каюту парусника. Кстати – с учетом смены курсантов в Санкт-Петербурге и прочих замен по разным причинам – таких сейчас в экипаже всего 35 человек. А что касается пространства...… За кормой «Надежды» уже почти 37 тысяч морских миль. Это, если считать по прямой и согласно правилам арифметики, полтора земных экватора. Но парусники прямыми путями не ходят. Иной раз судно выписывало зигзаги галсов, напоминающие кардиограмму, в другой раз вило петли, хитросплетение которых понятно только яхтсменам. Как бы там ни было, земной шар действительно оказался круглым – держа генеральный курс на запад, мы возвращаемся на Дальний Восток.


ПОПОЫТКА БЕЛЛЕТРИСТИКИ

Искренне завидую курсантам Морского университета, которые в свои 20 с небольшим лет уже увидели так много. Казалось бы, разве есть способ удивить человека в век всеохватного телевидения? Но… только побывав у мыса Горн, можно понять, чем же он так притягателен для мореплавателей и чем отличается от не менее живописных мысов западной Камчатки. А вот рассказать об этом человеку постороннему очень сложно. Озвучу лишь одну мысль: мыс Горн  замечателен долгим и нелегким путем к нему. Конечно, при наличии большого желания и таких же денег можно нанять вертолет, прилететь на мыс Горн, потоптаться по нему и отбыть удовлетворенным. Но даже школьнику понятно, что, как говорят в Одессе, это две большие разницы. И потому всем, кто на «Надежде» прошел легендарным проливом Дрейка, выданы специальные свидетельства. А в них, между прочим, сказано, что обладатель сего имеет право носить серебряную серьгу в левом ухе – в соответствии с древней морской традицией...…

Что еще вспоминается как самое-самое за время кругосветки? Конечно, Лондон с местами, знакомыми каждому по книгам; Рио-де-Жанейро, город, более всего известный нам как мечта Остапа Бендера; Фолклендские штормовые острова с голыми каменистыми берегами, за которые цепляются лишь редкие кустарники и травы... Заснеженные вершины Огненной Земли, полускрытые облаками и туманами...… Знаменитый остров Пасхи, безмолвные каменные истуканы которого веками взирают на проходящие мимо суда – вот и мы прошли совсем рядом и отправились дальше, к Таити…...

Пусть простят меня преподаватели МГУ и других университетов, но такие впечатления для курсантов во многом поважнее лекций. Потому что знания можно приобрести из книжек, а увидеть – как задолго до нас сказано – в сто раз лучше, чем услышать. И намного полезнее для сердца и ума. Я почему-то уверен, что человек любого возраста, совершивший кругосветное плавание, становится другим. Видимо, что-то в душе происходит. Возможно, паруса благотворно влияют на нее, хотя тоска по берегу порой не дает спать...… Но не будем о ней. Как и о разлуке – слишком тема интимная. Хотя я покривил бы душой, сказав, что для экипажа парусника дом – в море. Может быть, адмирал Макаров действительно так считал, однако истинных «морских волков», готовых проводить в океанах годы, на «Надежде» раз-два и обчелся. Остальные – обычные люди, с нетерпением ждущие весточки из дома и скучающие по берегу, по своим близким. 

Кстати, рейс этот вовсе не прогулочный. Хотя большая часть пути пролегала по круизным тропическим местам, главное для экипажа – работа (а для курсантов – учеба, по 4-5 пар каждый день). Вахты «4 через 8» в машинном отделении и на мостике, ежедневные 8 часов рабочей смены в машине и рабочей команды на палубе плюс парусные авралы, которых порой бывает и до 5-7 в любое время суток. Так что рейс, особенно длительный, – это в первую очередь тяжелый и непрерывный труд. Не исключение и кругосветка «Надежды». А если еще учесть, что это учебное судно, на котором все работы с парусами выполняются вручную – как и столетие, и два назад...…

Поначалу парусные авралы вызывали общий интерес: все свободные от вахт и работ выходили с видео- и кинокамерами, стремясь запечатлеть курсантов на реях или момент подъема какого-нибудь грот-бом-брам-стакселя. Свистки боцманов и команды на языке, знакомом по книгам Стивенсона и Станюковича, казались чем-то экзотическим, а скрип снастей и блоков переносил по крайней мере в XIX век. Правда, когда счет авралов идет уже на сотни, постановка парусов становится рутинным занятием. И тем не менее, даже после года рейса, движение судна под парусами – картина впечатляющая и волнующая. Не говоря уж о том, что это позволяет экономить топливо, причем порой «Надежда» развивает под парусами скорость большую, чем под двигателем. Конечно, не для всех паруса – символ романтики. Так, для большинства курсантов – это скорее синоним тяжелой работы. Но я уверен в одном: когда-нибудь, повзрослев, они будут вспоминать этот рейс с самыми лучшими чувствами, которым и названия-то нет.

Судовая жизнь, конечно, заключается не только в работе. Есть мелкие радости в виде соленого душа, загорания, нечастого купания за бортом; кто-то увлекается видеофильмами и виртуальными играми, кто-то – чтением книг или сооружением моделей судов. После 18 часов палуба обычно превращается в спортплощадку; одни спортсмены бегают рано утром, другие нарезают круги в темноте. Бывают и праздники. Думаю, надолго запомнился курсантам день перехода экватора, когда их экзаменовал сам Нептун, а черти посвящали в моряки. Неплоха была и встреча Нового, 2004 года, произошедшая неподалеку от знаменитого острова Питкерн - только стенгазет было выпущено 8 штук, а сколько пропето частушек, печатных и непечатных! Были елки (аж 4 штуки – в том числе одна на палубе, у грот-мачты), Дед Мороз и Снегурочка, карнавальные костюмы, конкурсы, поздравления, раздача призов, брызги шампанского и факелы фальшфейеров в океане. И качало всего балла на 3-4. А 1 января провели спартакиаду (чтоб жизнь медом не казалась), наградили победителей. И
опять потекли будни…

«Нас тянет в огромные пространства вод не потому, что мы водолюбивые существа. Мы любим не воду, а ощущение свободы, которое дарят моря. Наш плененный дух всегда мечтает о свободе, хотя мы редко даем себе в этом отчет». В. В. Конецкий.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Конечно, может возникнуть вопрос: для чего предпринято столь длительное и нелегкое плавание? Если только ради курсантской практики, то можно было ограничиться и несколькими месяцами (этого для приобретения навыков обращения с парусами хватит), а Японское море как огромная масса соленой воды в принципе ничем не отличается от Атлантики. Но тут земные правила (в том числе и арифметические) не годятся. Два рейса по 6 месяцев – не то же самое, что один длиной в год. По мнению капитана «Надежды» Владимира Василенко, этот рейс дал возможность курсантам почувствовать океанский масштаб, посмотреть мир, ощутить необходимость самодисциплины. В Москве, в министерстве транспорта, наверное, больше оценили представительскую сторону кругосветки. Действительно, во многих портах был проявлен искренний интерес к паруснику и его экипажу, а значит – и к России. В странах Европы порой стояли очереди у трапа, а в Бразилии только публикаций в местных СМИ было около десятка.

Не следует забывать и о масштабной научной программе рейса, выполнением которой занимались 13 человек на первом этапе и 7 – на втором. Олег Букин, профессор, доктор физико-математических наук, руководитель научной экспедиции на «Надежде», считает, что этот рейс предоставил редкую по нашим временам возможность проведения исследований Мирового океана в разных его районах. А использование современных научных технологий сделало нынешнюю экспедицию поистине уникальной по объему проведенных измерений. Данные, полученные во время кругосветки «Надежды», будут служить темами научных исследований еще очень долгое время, но уже в декабре прошлого года, например, состоялась защита кандидатской диссертации Алексея Ильина, который принимал участие в первом этапе. Несколько статей, написанных в рейсе, были отправлены в научные журналы прямо с борта судна.

Что же касается коллектива в целом... Я бы не стал повторять банальные слова: мол, экипаж сдружился, стал одной семьей, курсанты лучше узнали друг друга, поняли цену морской дружбы...… Все это и так, и не так. Кто-то, конечно, приобрел новых друзей, а кое-кто и поссорился со старыми – ведь в рейсе все обостряется. Одни действительно счастливы тем, что обошли вокруг света, а другие ждут не дождутся прихода, поскольку все надоело: и авралы, и каюта, и море. Устали, наверное, все, даже те, кто прибыл на вторую половину рейса, от Калининграда. Но вот уже прошли линию перемены дат, «потеряв» одни сутки – 20 января. Так что для всех 2004 год високосный, а для нас – обычный. К слову, на это же число пришлось сразу два дня рождения, так что курсантам Ивану Загрядскому и Евгению Юричеву пришлось отмечать их в ночь с 19-го на 21-е января. То справа, то слева по борту проплывают гористые вулканические острова и низкие, поросшие пальмами атоллы – мы приближаемся к Фиджи. Полушарие уже свое, восточное; осталось в четвертый раз перейти экватор – и мы почти дома...

Автор: Иван ЕГОРЫЧЕВ, специально для «В», борт парусного учебного судна «Надежда»