Александр Костенко: Исполнить бюджет – не значит просто отдать деньги…

Первый вице-губернатор Приморья - о финансах, взаимоотношениях с районами и удешевлении жизни в крае За те почти три года, которые Александр Костенко проработал в краевой администрации первым вице-губернатором, курирующим всю финансово-экономическую сферу, денежная политика приморской власти приобрела достаточно четкую направленность и ряд «фирменных» черт: централизация средств, упор на перспективные инвестиционные программы, сбалансированный бюджет, постоянное увеличение доли собственных доходов. Об итогах прошедшего года и планах на будущее – наш разговор с Александром Ивановичем.

21 янв. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1494 от 21 янв. 2004

Первый вице-губернатор Приморья - о финансах, взаимоотношениях с районами и удешевлении жизни в крае.

За те почти три года, которые Александр Костенко проработал в краевой администрации первым вице-губернатором, курирующим всю финансово-экономическую сферу, денежная политика приморской власти приобрела достаточно четкую направленность и ряд «фирменных» черт: централизация средств, упор на перспективные инвестиционные программы, сбалансированный бюджет, постоянное увеличение доли собственных доходов. Об итогах прошедшего года и планах на будущее – наш разговор с Александром Ивановичем.
Гидра текущих расходов
- Депутаты Законодательного собрания Приморья не раз заявляли о недофинансировании ряда статей краевого бюджета за 2003 год. То есть средства заложены – на то же сельское хозяйство, – но не выделяются в запланированном объеме. С чем это связано? 
- Редко говорится о том, что бюджет – производная от экономики...… Консолидированный бюджет Приморья (собственно краевой бюджет плюс бюджеты муниципалитетов. – В. А.) за 2003 год исполнен на 100 проц. Краевой бюджет по расходам – не полностью, так как мы недополучили 250 млн. рублей собственных доходов (речь идет об акцизных платежах). Именно это привело к недофинансированию по отдельным статьям, в том числе по сельскому хозяйству, по экологии. Но в целом бюджет все равно будет выполнен, так как поступления федеральных средств превысили плановый уровень. Другое дело, что все федеральные деньги носят целевой характер и мы не можем использовать их на то же сельское хозяйство, если они пришли на ЖКХ. По отдельным позициям есть недовыполнение на 10 проц., но это в рамках Бюджетного кодекса РФ, который при десятипроцентном и меньшем отклонении не требует корректировки бюджета.
Повлияли и другие факторы. Помните списание долгов муниципальных образований? А это целый миллиард, хотя часть суммы закрыта федеральными поступлениями. Я всегда говорю об этом депутатам и в отчете по исполнению бюджета за 2003 год, который мы представим в Законодательное собрание в апреле-мае, дам пояснения еще раз. Безусловно, имеются отклонения и в планировании, и в исполнении, но у нас ни разу не было непринятого отчета об исполнении бюджета – а до этого депутаты не утверждали отчет несколько лет. Очень важна тенденция роста собственных доходов бюджета – если в 2000 году они составили 4,9 млрд. то в 2004-м должны вырасти уже до 18,75.
Исполнять бюджет по расходам вовсе не значит просто отдавать деньги, хотя за такой подход и выступают некоторые депутаты. Есть, например, в строительной отрасли много примеров, когда объект включен в бюджет, но отсутствует сметная документация, без которой мы просто не можем выделить средства.
- Доходы краевого бюджета на 2004 год окажутся значительно меньше, чем планировалось осенью, при его составлении: уменьшились «рыбные» поступления, снизился объем федеральных трансфертов. Значит, неизбежно и сокращение расходных статей почти на полтора миллиарда рублей.
- Дело в том, что в соответствии с законом о бюджете и бюджетном процессе мы внесли законопроект в Законодательное собрание еще в начале сентября, а федеральный бюджет во втором чтении, когда уже стало все ясно, был принят только в ноябре и окончательно утвержден в декабре. Цифры были неизвестны, мы закладывали суммы на уровне предыдущего года, но ситуация изменилась: вместо квотных аукционов ввели фиксированную плату за пользование водными биоресурсами, и если в прошлом году мы получили 1 млрд. 300 млн., то в этом пока планируется только 371 млн. рублей. Кроме того, уменьшился объем федеральных трансфертов, причитающихся Приморскому краю, но это объективно. Прошедшая в 2002 году перепись населения показала значительное уменьшение населения по сравнению с предыдущей статистикой, и фонд финансовой поддержки урезали на 490 миллионов – ведь эти суммы определяются в том числе исходя из количества жителей.
- Какие расходные статьи будут подвергнуты «секвестру»?
- Предложения об уменьшении расходов мы будем вносить в Законодательное собрание в феврале-марте. Я бы пока не стал конкретизировать, но принципиально важно прийти к следующему в самой структуре сокращения. Есть текущие платежи – зарплата, связь, бензин, аренда и т. д., а есть инвестиции. Задача, поставленная губернатором, – довести долю программных расходов, тех самых инвестиций, до 40 проц. В 2004-м она составила уже 24 проц. (для сравнения: в прошлом году был 21, в 2002-м – 11,5, в 2001-м – всего 3 проц.). Это и будет бюджет реального развития, а не проедания. Текущие расходы всегда будут расти, это такая гидра, у которой надо все время грамотно отсекать головы. Именно поэтому мы пошли по пути централизации средств, собираем деньги и вкладываем их в те же муниципалитеты. В сокращении расходов мы предложим такое соотношение: примерно 75 проц. из этих полутора миллиардов придется на уменьшение текущих расходов, их разумную оптимизацию, а 25 - на программные. После того как решение примет губернатор, слово за депутатами.
Непрозрачный город
- Александр Иванович, руководство краевой администрации постоянно работает с Москвой, прежде всего с Минфином, Минэкономразвития, другими структурами. Какими проблемами вы намерены заниматься в самое ближайшее время в формате «Москва - Приморье»?
- В январе-феврале мы будем решать с министерством финансов две основные задачи. Это, во-первых, выделение средств из федерального бюджета на строительство дорог, сюда входит и Некрасовская развязка; во-вторых – доходы от рыбной отрасли. Мы считаем, и в Минфине с этим согласны, первый замминистра финансов Сергей Вязалов, у которого я был, подписал соответствующее письмо, что Приморский край не должен потерять в доходах из-за замены аукционной системы фиксированной платой за пользование водными биоресурсами.
Есть много вопросов по Минэкономразвития, по ряду федеральных целевых программ. Нужно выходить на Пушкинскую депрессию, это 1,6 миллиарда рублей вложений, причем тупиковых с точки зрения экономики: накладно использовать систему только во время засухи, раз в 5-7 лет, а содержать постоянно. То есть это проект не экономический, а социальный.
- Как в минувшем году строились отношения с муниципальными образованиями Приморья? Какие оказались в «лидерах», какие – в «аутсайдерах»?
- Хотел бы напомнить, что в 2001 году везде была жесточайшая разбалансированность: решения разного уровня не были обеспечены финансово, это вызывало системные неплатежи, задолженности по зарплате и т. д. Сергей Михайлович Дарькин сразу же поставил задачу создания системы балансов – в коммунальной и топливно-энергетической, финансовой сфере. Как вы знаете, сначала мы пошли по пути уговоров, ездили по краю, но уговаривать муниципальных глав оказалось достаточно сложно. В результате мы приняли решение максимально централизовать деньги и направлять их туда, где решения прозрачны и понятны нам.
Сегодня ряд муниципальных образований можно назвать лидерами в бюджетном процессе – это Уссурийск, Черниговский, Пограничный, Пожарский районы. Есть, на мой взгляд, и слабые, скажем так, с отклонениями. Эти отклонения могут быть обусловлены и объективно – например, в муниципальном образовании существует единственное крупное предприятие, проблемы на котором автоматически приводят к кризису всей территории (например, Хорольский, Лазовский районы). Есть, конечно, и не очень корректное отношение к бюджетному процессу со стороны местных властей. Это прежде всего город Спасск.
- А Владивосток? У краевой администрации и краевого центра давние разногласия: городская власть считает, что Владивостоку искусственно занижают бюджет, а в «Белом доме» апеллируют к тому, что этот город – единственный муниципалитет, не вошедший в систему краевого казначейства.
- Для нас бюджет города не открыт. Принимать решение – право городских властей, если они считают, что у них все хорошо, то не надо нам вопросы задавать.
У нас абсолютно равный подход к бюджетной обеспеченности каждого жителя Приморского края. Позиция Владивостока примерно такая: у нас больше всего доходов, сначала выделите нам сколько нужно, а потом разбирайтесь с остальными. Но наша позиция, повторяю, - равная бюджетная обеспеченность для всех: 6061 руб. на одного потребителя, в том числе и во Владивостоке. Ни от одного муниципального главы нет претензий по поводу того, что к нему отнеслись не так, как к другим. Есть претензии у всех, что мало денег, - это я понимаю. Но о неравном подходе не говорит никто. Мы для Владивостока абсолютно открыты и считаем, что для города вхождение в казначейство было бы пользой.
Чтоб мы жили на одну зарплату
- Со второй половины текущего года в Приморье начнется продажа сельскохозяйственных угодий. Что это даст краю?
- Если мы всерьез говорим о привлечении инвестиций, закреплении населения, то земля – это инструмент, без которого более-менее серьезные деньги сюда работать не придут. Никакой «Лукойл», а тем более иностранные бизнесмены, не начнут здесь строительства, не имея права на землю. Сейчас используется долгосрочная аренда, но это инструмент далеко не единственный, должен быть оборот земли.
Говорить о том, что на продаже земли можно заработать прямым путем, - глупость. Заработать можно на обороте, а не на том, чтобы сейчас продать и получить какую-то сумму. Если земля используется - есть отдача в виде налоговых платежей от того, что на ней производится. Продажа земли для бюджета - не источник прямого заработка, а серьезная инвестиционная позиция. Ведь с каждого рубля инвестиций 30 копеек отчисляется в бюджеты разных уровней.
- В конце 2003 года Госкомстат опубликовал данные, согласно которым край вышел на 14-е место среди субъектов РФ по средней зарплате, поднявшись в этом рейтинге за год на 6 пунктов. Однако реальная зарплата часто находится в тени, объективно ли оценивается ситуация с этим показателем уровня жизни?
- На территории края есть крупные предприятия, которые работают в рамках межотраслевых тарифных соглашений – железная дорога, энергетики, связисты, портовики. Мы оцениваем, какими темпами будет расти зарплата у них. Работая с Москвой, знаем, как будет расти зарплата у федеральных служащих, которых на территории края 228 тысяч человек. Также знаем, как изменится зарплата бюджетников. Остается примерно 30, может быть, до 40 проц. работающего населения.
Исходя из этого, мы поставили задачу довести среднюю зарплату до 6 тысяч и выполнили ее еще в декабре 2002 года. Другое дело, что среднегодовая зарплата в 2002 году составила 5400 рублей – декабрьский рывок следует отнести на счет всевозможных предновогодних выплат и премий. Теперь Госкомстат уже опубликовал предварительные данные, согласно которым среднегодовая зарплата работающего приморца в 2003 году составила 6008 рублей. Думаю, что 30-процентный рост мы сохраним и в этом году - по итогам 2004 года планируем выйти на уровень 7260 рублей.
Конечно, у нас есть оценки, согласно которым до 40 проц. зарплаты находится «в тени». Комитет экономического развития применяет четыре методики, и все они крутятся вокруг этой цифры, так что ее можно считать объективной. Нужно идти дальше, сокращать задолженность по зарплате. В 2002 году она составила 1 млрд. 100 млн. рублей, в 2003-м - 700 млн., в 2004-м планируем довести до 450. Еще один показатель – коэффициент бедности. В 2002-м он составлял у нас 47 проц., в прошлом году - 35. Да, это не очень хорошо, и по стране в целом коэффициент меньше, около 30 проц. Но есть позитивная тенденция, это важно.
- Генеральная финансовая линия краевой администрации известна: необходимо вкладывать капитал в коммунальное хозяйство, энергетику, дороги, чтобы в перспективе удешевить стоимость соответствующих услуг. Это не самый популярный курс, так как предполагает затянуть пояса сегодня с тем, чтобы получить результат только через несколько лет. И все-таки вы проводите такую политику уже почти три года. Когда мы ощутим удешевление жизни?
- Думаю, через 3-4 года реально. Как удешевить тариф на те же коммунальные услуги? Только одним путем – вложив средства, сократив потери, используя передовые технологии. Мы уже пришли к экономии топлива, ушли от того, чтобы люди платили за холод в квартирах, сократили на 4 проц. потери. Это позволяет как минимум не поднимать тариф дальше. Не думаю, что придем к снижению, но обратите внимание – в прошлом году стоимость электроэнергии для населения снизили на копейку, немного, но тем не менее.
Решения, которые принимаются сегодня и результат от которых будет лишь через несколько лет, не всегда популярны сегодня, но абсолютно понятны и, на мой взгляд, эффективны. Думаю, потом все-таки станет ясно, что они были правильными.

Автор: Беседовал Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»