Был, есть, будет… Театру Тихоокеанского флота – 70

Большая дата, по поводу которой принято писать юбилейные заметки. Они, как правило, содержат два вопроса: «Как было?» и «Как сейчас?». Если говорить о Театре ТОФ, то в его истории было и время триумфа, когда имена актеров знали во всей России, и время почти полного забвения, когда играли лишь в гарнизонах. Несколько лет назад тофовцы вернулись во Владивосток из г. Совгавань, куда театр был переведен решением командования. Вернулись... и начали практически с нуля. И доказали – театр есть. О нем, сегодняшнем, размышляет художественный руководитель и главный режиссер Андрей Бажин.

19 дек. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1480 от 19 дек. 2003

Большая дата, по поводу которой принято писать юбилейные заметки. Они, как правило, содержат два вопроса: «Как было?» и «Как сейчас?». Если говорить о Театре ТОФ, то в его истории было и время триумфа, когда имена актеров знали во всей России, и время почти полного забвения, когда играли лишь в гарнизонах. Несколько лет назад тофовцы вернулись во Владивосток из г. Совгавань, куда театр был переведен решением командования. Вернулись... и начали практически с нуля. И доказали – театр есть. О нем, сегодняшнем, размышляет художественный руководитель и главный режиссер Андрей Бажин.

ТЕАТР

Зачем сегодня ходят в театр? Драматург, режиссер, актер, зритель – каждый оставляет здесь частицу души, при том, что приходит все-таки каждый со своим и за тем, что ему нужно. Я ищу общения…  Если я не получил именно этого общения с театром и со спектаклем, тогда я просто ухожу. Необязательно какого-то концептуального: если просто весело, я могу остаться, чтобы повеселиться. Но какую бы форму ни избрал режиссер, ни в коем случае не должно быть скучно. Что сегодня театр? Зрелище, развлечение или философское размышление о времени и судьбах? Об этом много спорят сейчас. Но споры не новы – еще Белинский размышлял о том, что такое театр. И снова нет одного ответа, который был бы правильным. В последнее время лично мне как зрителю все реже и реже хочется ходить в театр. Приезжал недавно Табаков во Владивосток: при том, что я очень хотел бы посмотреть, как мастер работает на своей сцене в своем театре, здесь не пошел. Почему? Наверное, ничего не ожидал. Мне кажется, что и со зрителем происходит так. Какой-то круг, кому нужен театр, сформировался, а у других нет потребности. И не надо искать чего-то концептуального. Наверное, это слишком простой ответ – нет потребности. И все же… Можно завлечь – начать развлекать. Но, я думаю, надо ли этим заниматься? Может быть, я здесь рассуждаю не как руководитель театра, потому что тогда я был бы должен заботиться о наполняемости зала. …Мне кажется,  желать надо по большому счету того, чтобы то, что ты делаешь, чувствуешь (если ты художник или пытаешься им стать), совпало с ощущением аудитории, срезонировало. Я - за такого зрителя, который ищет общения. За такой театр, который его дает. Репертуарный, камерный, подвальный – неважно…

АКТЕРЫ

Идеально, конечно, когда труппа – единая команда. Но такого не бывает в жизни, поверьте. Я не буду рассуждать, какими проблемами живет актерская братия вообще. В любом коллективе кто-то востребован, кто-то нет. И это проблема не режиссера, а людей, которые не попали в команду. На мой взгляд, в этом случае честнее уйти и искать место, где ты будешь востребован, а не ругать режиссера, плести закулисные интриги, ждать.

Ведь делать что-то стоящее, серьезное можно только с единомышленниками, которых объединяет лидер. В Театре ТОФ – ситуация особая: семь лет назад сюда пришел курс выпускников актерского факультета академии искусств, которые априори говорили на одном языке. За несколько лет ребята очень выросли, появился некий человеческий опыт. И сегодня, на мой взгляд, есть сплоченность, которая могла бы выйти в результат. У театра есть свой почерк, свое лицо, свой репертуар, свой рост, свое движение. Мешает одна очень принципиальная вещь: если сравнивать с другими театрами города, это прежде всего свой дом, куда приходит зритель. Дом, который можно обустроить, что-то в нем изменить. Мы, к сожалению, как были, так и остаемся без своего дома, и это не дает нам развиваться. Мы везде чувствуем себя наполовинку. В здании Матросского клуба мы только репетируем, в Доме офицеров флота – тоже гости. И мы это ощущаем, а через нас – зритель, который дезориентирован, он не знает, где мы находимся, есть ли мы. Он не может выстроить свои
планы, если у него есть желание сходить в театр. Нестабильность влияет на настроение. Для того, чтобы театр рос, нужен дом...

ЗРИТЕЛЬ

Флотский театр – это прежде всего тема патриотизма. Я не против. И я абсолютно патриот своей страны: если есть материал, через который я могу выразить свою любовь к Родине, к людям, которые живут вместе со мной в этой стране, я никогда не откажусь.

Я не стану иронизировать по поводу зрителя. Может быть, для матроса это первый приход в театр. Дай бог, чтобы эти приходы стали регулярными. Иногда зал реагирует по-детски импульсивно, шумно. И необязательно им интересно то, что касается флотской жизни непосредственно. Они смотрят классику, а там другие отношения, темы. Вечные темы… Я точно знаю, что интерес есть. Нас с радостью встречают, когда мы приезжаем в часть. В то же время мы остались театром для города в одном из самых театральных городов Дальнего Востока. И в этих обстоятельствах действительно нужно соответствовать уровню других театров. Мы пытаемся. У нас есть свой зритель, он предан, артистов знают.

Мне кажется, что здесь главное - не надо пытаться на кого-то быть похожими, вот это точно неперспективно. Как актер, так и театр не должен пользоваться чужим. Если я сейчас стану говорить, что ценю в своем собственном театре, я начну хвалить… Лучше я скажу другое: нам удается найти боль, нерв зрителя. И он это чувствует.

ДВОЕ

Двоевластие в театре – болезненная тема. В Театре ТОФ - два режиссера, которые ставят, – ваш покорный слуга и Стас Мальцев. На мой взгляд, о противостоянии говорить не приходится. Более того, мы - единственный театр в городе, где есть второй режиссер. Я могу пригласить кого-то, он может поставить, получить какие-то деньги и уехать. Здесь режиссер, который поставил спектакль, остается в театре, он заботится о своем детище. Не случайно спектакли Станислава живут у нас, они - под взглядом родителя. Я понимаю, что хлеб второго режиссера – несладок. Это очень неблагодарное положение в театре, оно зависимое, а человек все же должен быть свободен от мнения над ним. И здесь важно не убить желания работать, не смести того, что сделано. Спектакли Стаса составляют половину репертуара, значит, нам удается сотрудничать.

Если говорить в целом об оппозиции, если ее нет – не разрушающей, а критикующей, театр становится затхлым. Но. В театре должен быть хозяин. Гончаров, Товстоногов, Табачников, Звеняцкий – мы можем приводить много примеров и столичных, и наших главных режиссеров. Актер должен видеть человека, за спиной которого он себя спокойно чувствует. Если наступает момент, когда медведей в берлоге становится двое, грызня в труппе неизбежна. Мир так устроен – остаться должен один, более энергичный, перспективный. И еще: в театре положение лидера определяет труппа, с кем она, на стороне того – сила. И это любой режиссер чувствует. Если что-то пошатнулось, надо найти в себе силы и красиво уйти.

ПЕРЕМЕНЫ

Мне кажется, в любой творческой специальности есть это - исписался. Много примеров – Ефремов, Плучек… Какими были зубрами…  Как спасаться от этого «исписался»? Если человек сам не понимает… Нет, страшнее, когда понимает. Это трагедия. Надо искать ту нишу, в которой ты нужен, не у всех хватает мужества. Я пока так не заглядывал далеко. Если часть труппы, которая меня не признает, станет определяющей, а это обязательно когда-то случится, я уйду. Отношусь к этому философски. Сад я вряд ли буду садить, но поворотов не боюсь. Один из них я уже сделал, возглавив этот театр. До этого момента я жил более-менее спокойно. Сейчас – нет. Улучшило ли это мою жизнь? Вряд ли… Изменило ли? Да… Во всяком случае, дало некое ощущение свободы, которое обретает человек, совершив поступок. Это много. Не надо бояться перемен… Тогда в своей жизни проживешь несколько жизней.

P. S. Завтра в Доме офицеров флота состоится праздничный вечер, посвященный 70-летию Театра ТОФ, к которому приурочен мим-спектакль Романа Колотухина. Это первая режиссерская работа талантливого актера.

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»