Морские волки

В эти дни совершающий беспрецедентное кругосветное путешествие парусник Морского государственного университета им. Невельского «Надежда» повернул в сторону родного дома. Своим и до боли знакомым считают приморские моряки Тихий океан. Впереди – три с половиной месяца пути, а во Владивосток корабль подойдет в конце марта 2004 года. О том, как парусник проходил один из самых эпохальных участков пути, южную оконечность американского континента, с борта судна нам сообщает капитан «Надежды».

12 дек. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1476 от 12 дек. 2003

В эти дни совершающий беспрецедентное кругосветное путешествие парусник Морского государственного университета им. Невельского «Надежда» повернул в сторону родного дома. Своим и до боли знакомым считают приморские моряки Тихий океан. Впереди – три с половиной месяца пути, а во Владивосток корабль подойдет в конце марта 2004 года. О том, как парусник проходил один из самых эпохальных участков пути, южную оконечность американского континента, с борта судна нам сообщает капитан «Надежды».

…Всем известен крутой нрав мыса Горн, и особенно - своей непредсказуемостью. Поэтому на судне серьезно готовились к его прохождению. Заранее было закреплено имущество на палубе, проведена ревизия всех воздушников топливных и водяных цистерн, проверены и расхожены вентиляционные закрытия. Даже произвели утепление ходового мостика, которое не делали отродясь. На палубе и на бушприте были протянуты страховочные леера. Часть самых ходовых новых парусов была заменена на проверенные во многих штормах паруса второго комплекта.

Обкатку всех этих мероприятий пришлось проверять в полностью оправдавших свое название “сороковых ревущих”, морских территориях южнее 45о южной широты. Все, что мы испытали на подходе к Фолклендским островам, было отголосками того урагана, который бушевал в это время у мыса Горн, с ветром порядка 30 метров в секунду и 10-метровой волной. В нашем же районе волны доходили до 6-7 метров и ветер порывами до 27-28 м/с. Да и во время стоянки на Фолклендах шквалы обрушивались  с 1-1,5-часовой периодичностью, ветер доходил до 20 м/с.

Непредсказуемость фолклендской погоды сказалась при отходе из порта Стенли. Выждав, когда прошел очередной шквал, начали отшвартовываться. Неожиданно ветер усилился до 19 м/с, якорь пополз, и судно навалило на причал правой скулой. После ослабления ветра с помощью буксира отошли от причала. Выйдя из бухты Мари Харбор, стали под прикрытием острова на якорь и произвели тщательный осмотр наружного корпуса. На баке, в районе 110-го шпангоута, на высоте 2 метров от воды была обнаружена пробоина в 55 миллиметров длиной. Быстро была организована расшивка изоляции корпуса в районе пробоины, за борт спустили подвеску и организовали место для сварщика.

Системный механик В. Передельских, он же сварщик, с помощью токаря Ю. Тишкина под руководством старшего механика А. Вакурина на пронизывающем ветру заварили пробоину.

Испытав сварку на водотечность и убедившись, что шов наложен мастерски и никаких проблем в дальнейшем плавании не будет, снялись с якоря и проследовали “на штурм” мыса Горн.

После выхода с Фолкленд сильный встречный ветер и волнение моря в 5-6 метров заставляли все время маневрировать, идти галсами, используя косые паруса. Для того чтобы уменьшить влияние ветра и волн, были вынуждены обойти остров Лос Эстадос с севера и идти в пролив Ле Мер, отделяющий о. Лос Эстадос от Огненной Земли.

Только вечером 30 ноября в проливе Ле Мер, когда до мыса Горн оставалось 80 миль, ветер и волнение стали прямо на глазах ослабевать. Горизонт очистился, выглянуло яркое солнце, и просто не верилось, что мы подходим к мысу Горн. Создалось впечатление, что 1 декабря останемся совсем без ветра и мыс Горн придется проходить под двигателем.

1 декабря была отличная видимость, но к 8 часам подул холодный, пронизывающий ветер из Антарктиды, который принес сырость и водную пыль. Стало пасмурно. Видимость ухудшилась.

Остров Горн стал плохо виден. Поставив все паруса, легли на курс «304» для прохождения меридиана знаменитого мыса. На бизань-мачте был поднят большой государственный флаг России, на фок-мачте - флаг Чили, в водах которой мы уже находились. На бегин-рее развевался Андреевский флаг – тот самый, под которым 200 лет назад прошла первая российская кругосветная экспедиция под командованием И. Ф. Крузенштерна. Там же, на бегин-рее, подняли полотнища родного Приморского края, Бразилии (в честь журналиста из Рио-де-Жанейро Василия Никольского) и флаг Польши в честь нахождения на борту польской студентки-журналистки Вероники Милевски, заядлой яхтсменки и нашего лайзон-офицера (офицер, имеющий специальную лицензию на сопровождение экипажа. - Прим. ред.) в порту Гдыня во время гонки “Cutty Sark”, а кроме того - в знак признательности стране, построившей такой замечательный фрегат.

В 11.25 судового времени пересекли меридиан м. Горн с востока на запад, о чем был дан торжественный гудок. После обеда в честь прохождения мыса Горн о правый якорь мы разбили бутылку шампанского, горлышко от которой теперь будет вечно храниться на судне.

День закончился длинной очередью у каюты главного боцмана С. Андросова, который под присмотром судового врача прокалывал всем желающим левое ухо. Теперь добрая половина курсантов ходит с ниткой в ухе в ожидании обещанных в подарок серег. Так современные ребята отдали дань вековой морской традиции: прошел мыс Горн - считаешься морским волком.

Благоприятная для здешних условий погода несколько разочаровала лихие экстремальные головы. По всей видимости, так много сердец на берегу желало экипажу спокойного прохождения мыса Горн, что Нептун не стал испытывать нашу судьбу, видя, что мы неплохо подготовились к встрече со стихией. Тем более что это не последнее наше испытание морем. Сейчас из глубин Тихого океана в сторону Чили движется новый циклон, встречи с которым “Надежде”, по всей видимости, не удастся избежать, но это уже будет в теплых водах, вдали от непредсказуемого и потому величественного мыса Горн.

Не так много парусных кораблей проходят под парусами этот мыс с востока на запад, и потому знаменательно не только то, что мы на это решились, но и самое главное - что мы смогли это осуществить. Чилийский пост наблюдения, находящийся на острове Горн и фиксирующий все суда, проходящие мимо, подробно записал наши данные, тем самым подтвердив первое в XXI веке кругосветное плавание парусного корабля - российского фрегата “Надежда”.

За кормой осталось 10 месяцев плавания и 29150 морских миль. Впереди - “всего лишь” 4 месяца до прихода во Владивосток. Но мы уже в водах родного Тихого океана. И оставшиеся 17000 морских миль, надеюсь, будут не самыми тяжелыми.

Автор: Владимир ВАСИЛЕНКО, капитан фрегата «Надежда», специально для «В»