Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Мегаполис

Биография фары

Когда наступает вечер или спускается туман и на дороге ухудшается видимость, мы первым делом в автомобиле включаем фары. Без них на наших с некоторых пор беспросветных дорогах – никуда. Однако никто из нас и не задумывается, какой долгий путь в своем развитии прошли всевидящие очи автомобиля. И о том, что это большой источник опасности.

Когда наступает вечер  или спускается туман и  на дороге ухудшается видимость, мы первым делом в автомобиле включаем фары. Без них на наших с некоторых пор беспросветных дорогах – никуда. Однако никто из нас и не задумывается, какой долгий путь в своем развитии прошли всевидящие очи автомобиля. И  о том,  что это большой источник опасности. 

А между тем первым конным экипажам дорогу освещали  маломощные керосиновые фонари.  Спустя несколько лет на смену им пришли фонари ацетиленовые, которые развешивались по бокам ветрового стекла  и освещали дорогу на довольно  значительные по тем временам расстояния. Только в 1908 году была разработана, собственно, автомобильная  фара. С  помощью параболического рефлектора и зеркальной линзы сила света   ацетиленовой горелки была увеличена  в 60 раз, а дальность - до 300 метров. Кстати, в начале XX века такая лампа стоила 15 рублей – столько в те времена  в месяц максимально зарабатывал чернорабочий.

Первые  фары были большими и круглыми. В каждой из них было проделано вентиляционное  отверстие, для поддержания работы - горелки. Фары давали редкий белый свет без намека на ослепление.  На  смену ацетиленовым фарам пришли электрические, источником света в которых служила лампа накаливания. Яркость света таких фар напрямую зависела от оборотов двигателя. На плохой дороге при медленной езде они еле светились.

Буквально за два десятилетия на машинах  появились задние габариты, сигналы торможения, лампы освещения номерных знаков. Наконец, в 1924 году была изобретена лампа дальнего и ближнего света.

Следующий рывок в развитии фар приходится на 50–е годы, когда появились кварцевые лампы накаливания. Их сделали асимметричными, что позволило светить дальше, не ослепляя встречных. В 1958 году была создана  первая в мире галогенная лампа. “Галогенки” получили быстрое  распространение, и до сих пор их используют на большинстве машин. Кстати, до 60–х годов прошлого века фары в автомобилях были круглыми. Впервые прямоугольные фары, изготовленные  из пластмассы, появились на машинах компании «Форд».

В 1991 году были созданы первые в мире ксеноновые фары. Это стало настоящей световой революцией. Ксенон намного долговечнее галогенок – электричества  потребляет меньше, а света дает в два раза больше.  Из-за  дорогой технологии производства ксеноновые фары пока ставят далеко не на все машины. Хотя это только вопрос времени.

К сожалению, прогресс в фарном деле в последнее время приводит к все большему количеству несчастных случаев на дороге. Мощные и яркие фары в руках неуважающих своего брата автомобилиста водителей очень опасный инструмент. Почему-то в последнее время многим “залинзованным” водилам все  как-то до фонаря, и они не удосуживаются соблюдать святое шоферское правило: переключаться при ночной езде  с дальнего на ближний свет.  Это тем более опасно, если учесть, что в  нашем Дальневосточном регионе чуть ли не  у половины привезенных из Японии иномарок не отрегулированы фары с учетом нашего движения. Отвечают встречные водители тем же. А так  и до аварии недолго.

Автор : Владимир БИЛЬКОВ, специально для «В»

comments powered by Disqus
В этом номере:
«Лучу» - зеленую улицу!

В администрации Приморского края сформирован бюджет футбольного клуба «Луч-Энергия» на сезон 2004 года, достаточный для завоевания в чемпионате России первого места. Такое в высшей степени сенсационное заявление сделал намедни губернатор Приморского края Сергей Дарькин в беседе с корреспондентом газеты «Владивосток».

Без угля и телефона

Три раза в неделю на полчаса телефон «В» превращается, если можно так сказать, в последнюю надежду. Горожане, которых власть самого разного калибра просто в упор не видит, спешат рассказать журналисту о своих бедах.

Главных елок будет 210

Скоро этих колючих красавиц привезут на новогодние базары. Приказ о порядке их заготовки, вывоза и охраны лесных угодий вступает в силу с 10 декабря. Основной объем, до 90 процентов, ляжет на таежные районы: Шкотовский, Чугуевский, Красноармейский, Тернейский, Рощинский.

Тепло ли тебе, Лизонька?

Шуба в квартире у Елены лежит прямо в комнате, на тахте. По привычке. Потому что только в четверг в их квартире дома № 16 по улице Терешковой во Владивостоке батареи немножко потеплели, а с воскресенья было очень холодно. Да еще вода с верхних этажей текла прямо на подоконник – ковер на полу до сих пор сохнет. Комиссия из ЖЭУ и «Теплосетей» к Елене еще не заходила, она и нас, журналистов «В», когда мы вчера позвонили в ее квартиру, встретила вопросом: «Вы из ЖЭУ?». Сегодня мама Елена и ее дочка Лизонька, наверное, уже живут «по-домашнему»...

Опять пролетели

С 1 января 2004 года владивостокцы перестанут платить за капремонт. Постановление на этот счет подписал позавчера глава Владивостока. Судя по тексту, сделал это мэр не оттого, что коммунальщикам не нужны лишние сборы, а потому, что до этого горожане оплачивали мнимый капремонт незаконно.

Последние номера