Биография фары

Когда наступает вечер или спускается туман и на дороге ухудшается видимость, мы первым делом в автомобиле включаем фары. Без них на наших с некоторых пор беспросветных дорогах – никуда. Однако никто из нас и не задумывается, какой долгий путь в своем развитии прошли всевидящие очи автомобиля. И о том, что это большой источник опасности.

5 дек. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1472 от 5 дек. 2003

Когда наступает вечер  или спускается туман и  на дороге ухудшается видимость, мы первым делом в автомобиле включаем фары. Без них на наших с некоторых пор беспросветных дорогах – никуда. Однако никто из нас и не задумывается, какой долгий путь в своем развитии прошли всевидящие очи автомобиля. И  о том,  что это большой источник опасности. 

А между тем первым конным экипажам дорогу освещали  маломощные керосиновые фонари.  Спустя несколько лет на смену им пришли фонари ацетиленовые, которые развешивались по бокам ветрового стекла  и освещали дорогу на довольно  значительные по тем временам расстояния. Только в 1908 году была разработана, собственно, автомобильная  фара. С  помощью параболического рефлектора и зеркальной линзы сила света   ацетиленовой горелки была увеличена  в 60 раз, а дальность - до 300 метров. Кстати, в начале XX века такая лампа стоила 15 рублей – столько в те времена  в месяц максимально зарабатывал чернорабочий.

Первые  фары были большими и круглыми. В каждой из них было проделано вентиляционное  отверстие, для поддержания работы - горелки. Фары давали редкий белый свет без намека на ослепление.  На  смену ацетиленовым фарам пришли электрические, источником света в которых служила лампа накаливания. Яркость света таких фар напрямую зависела от оборотов двигателя. На плохой дороге при медленной езде они еле светились.

Буквально за два десятилетия на машинах  появились задние габариты, сигналы торможения, лампы освещения номерных знаков. Наконец, в 1924 году была изобретена лампа дальнего и ближнего света.

Следующий рывок в развитии фар приходится на 50–е годы, когда появились кварцевые лампы накаливания. Их сделали асимметричными, что позволило светить дальше, не ослепляя встречных. В 1958 году была создана  первая в мире галогенная лампа. “Галогенки” получили быстрое  распространение, и до сих пор их используют на большинстве машин. Кстати, до 60–х годов прошлого века фары в автомобилях были круглыми. Впервые прямоугольные фары, изготовленные  из пластмассы, появились на машинах компании «Форд».

В 1991 году были созданы первые в мире ксеноновые фары. Это стало настоящей световой революцией. Ксенон намного долговечнее галогенок – электричества  потребляет меньше, а света дает в два раза больше.  Из-за  дорогой технологии производства ксеноновые фары пока ставят далеко не на все машины. Хотя это только вопрос времени.

К сожалению, прогресс в фарном деле в последнее время приводит к все большему количеству несчастных случаев на дороге. Мощные и яркие фары в руках неуважающих своего брата автомобилиста водителей очень опасный инструмент. Почему-то в последнее время многим “залинзованным” водилам все  как-то до фонаря, и они не удосуживаются соблюдать святое шоферское правило: переключаться при ночной езде  с дальнего на ближний свет.  Это тем более опасно, если учесть, что в  нашем Дальневосточном регионе чуть ли не  у половины привезенных из Японии иномарок не отрегулированы фары с учетом нашего движения. Отвечают встречные водители тем же. А так  и до аварии недолго.

Автор: Владимир БИЛЬКОВ, специально для «В»