Горы угля перемещают в смену

Цех топливоподачи занимает добрую половину территории Приморской ГРЭС. Это подъездные железнодорожные пути, вагоноопрокидыватели, транспортерные ленты под землей и над, угольные склады. На «Приморке» их два.

5 дек. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1472 от 5 дек. 2003

Цех топливоподачи занимает добрую половину территории Приморской ГРЭС. Это подъездные железнодорожные пути, вагоноопрокидыватели, транспортерные ленты под землей и над, угольные склады. На «Приморке» их два.

На сегодняшний день здесь запасено в виде резерва на долгую дальневосточную зиму около 400 тысяч тонн. Это две черно-бурые горы. Каждая высотой порядка 20 метров, что превышает 7-этажный дом. Поверх этих громад работают бульдозеры, гусеницами утрамбовывая уголь, иначе он начнет гореть.

Начальник цеха Иван Димович и его заместитель Александр Железняк являются старожилами предприятия – трудятся здесь с 1973 и 1976 годов соответственно. Естественно, свою службу, равную некоторым производствам средней величины, знают досконально. До винтиков, поскольку вместе с коллегами своими руками собирали и ремонтировали все механизмы. До 1997 года цех включал в себя собственно топливоподачу, железнодорожное хозяйство и парк бульдозеров. От этого подразделения зависит бесперебойная работа всей ГРЭС. Поскольку уголь должен подаваться к котлам в определенных объемах в соответствии с графиком. В период осенне-зимних максимальных нагрузок на электростанции сжигают за сутки до 36 тысяч тонн твердого топлива. Для стороннего человека трудно представить такую массу. А коллектив цеха в 262 человека, разбитых на четыре смены,  передвигает эти тысячи тонн. Кстати, о людях. В подразделении практически нет текучести кадров, а 20 человек отработали на «Приморке» по 25 и более лет. Трудятся только профессионалы высшей кв
алификации. Ведь чтобы освоить один участок, требуется отработать 3-5 лет. К тому же оборудование и техника постоянно обновляются, появляются новые механизмы и бульдозеры, улучшается технологическая схема.

- До нынешнего года на станции было ограничение по подаче топлива на блоки 200 мегаватт, - рассказал директор ГРЭС Виктор Милуш. – Это потому, что блок № 9 третьей очереди ввели в эксплуатацию, а третью топливоподачу не построили. Для «девятого» удлинили конвейер второй очереди. Поэтому вначале связали между собой две нитки топливоподачи к блокам 100 и 200, потом сделали реконструкцию ленточного конвейера и сняли всякие ограничения на подачу угля к пяти крупным блокам.

Вся цепочка – от электрообогрева в морозы вагонов с углем до ленточных транспортеров – полностью автоматизирована. И управляется с одного пульта. Между прочим, только на Приморской ГРЭС из всех электростанций Дальнего Востока мотористом топливоподачи работает женщина Людмила Донская. И хотя она подчиняется начальнику смены и главному диспетчеру станции, на ней лежит вся ответственность за производственный цикл поступления угля. Она руководит всем процессом, и мужчины на участках ее слушаются беспрекословно. Людмила Геннадьевна помимо управления движением угольных потоков еще и поддерживает связь со всеми сотрудниками смены на огромной территории, включая машинистов маневровых локомотивов и бульдозеристов. На «Приморке» она трудится с 1976 года. Ее неоднократно поощряли и награждали не только на «ЛуТЭКе», но и по линии РАО «ЕЭС России».

При таких специалистах руководство «Приморки» полностью спокойно за подачу топлива.

ЛИНИЯ СУДЬБЫ

К 30-летию пуска первого энергоблока Приморской ГРЭС в издательстве “Приамурские ведомости” подготовлена к выходу юбилейная книга. Нет, она, конечно, не о производственных этапах пути главного энергетического комплекса края, она – о людях, благодаря трудовому энтузиазму, преданности своему делу, профессионализму которых этот гигант вступил в строй, набрал обороты и стабильно работает сегодня.

…”Старые, пожелтевшие от времени фотографии, как застывшие мгновения тех памятных и давно минувших лет. Вот снимки палаточного городка и улицы, носящей громкое имя Россия, состоящей из одних вагончиков. Серьезные лица ребят из бригады Михаила Ермакова и Магомеда Талабаева, которые трудились на строительстве восьмиквартирных домов барачного типа. Сегодня этих домов нет и в помине. А благодарная память о ребятах, их строивших, осталась. Вот симпатичные девчата из бригады штукатуров-маляров Татьяны Симоновой…”.

В книге действительно очень много фотографий, живо воссоздающих исторические события первых лет стройки, начала работы электростанции, угольного разреза, других подразделений. На них можно узнать многих из тех, кто и по сей день трудится в коллективе. Теперь их называют почетным словом - ветераны.

“У каждого из них свой взгляд и свое восприятие минувших десятилетий, - пишет автор. – Кто-то слегка романтизирует прошлое, кто-то больше вспоминает о том, как четко было организовано строительство, как весело и радостно отмечали многочисленные трудовые победы. Ощущается и острая ностальгия по ушедшим временам…”.

А как ему не быть – щемящему чувству ностальгии? Оно возникает хотя бы уже потому, что тогда нынешние ветераны были молоды и полны энергии, готовы на любые, самые трудные свершения. Если вдуматься, это само по себе уже немало – когда есть что вспомнить, рассказать детям, внукам, молодежи. Рассказывать об истории своего предприятия они могут с гордостью – это их детище и их судьба. Судьба, достойная того, чтобы остаться в истории.

С ЭНЕРГЕТИКОВ СПРОС ОСОБЫЙ

Более 200 работников ЗАО “ЛуТЭК” получают первое или второе высшее образование в вузах без отрыва от производства. В учебном центре предприятия организована учеба по рабочим специальностям, где можно получить новую профессию, повысить свою квалификацию, освоить смежное дело. Уже эти факты наглядно подтверждают, что коллектив не стоит на месте, развивается в соответствии с требованиями времени.

- Свою работу с кадрами мы ориентируем не только на запросы дня сегодняшнего, но и, конечно, на перспективу, - рассказывает заместитель начальника управления персоналом ОАО “ДВЭУК” по управлению персоналом  ЗАО “ЛуТЭК” Станислав Коваль. – Определено стратегическое направление,  разработаны конкретные планы на ближайшие три месяца, полгода и так далее.

 Во всех подразделениях “ЛуТЭКа” трудится более 5 тысяч человек. Энергетика – отрасль особая, она требует от работающих тут людей особо высокой квалификации и высокого профессионализма. Именно такие специалисты являются опорой на каждом участке, в каждом цехе. В большинстве своем они имеют большой опыт работы, многие пришли на производство, когда Лучегорский угольный разрез и Приморская ГРЭС только делали первые шаги. Я бы сказал, что это исторические личности, и 30-летие пуска первого энергоблока электростанции – это, конечно, в первую очередь их праздник.

Неприемлем в нашем коллективе стихийный подход к решению кадровых вопросов. В соответствии со специально разработанной программой идет подготовка кадрового резерва, положение, подписанное генеральным директором  управляющей энергокомпании Виктором Мясником, определяет порядок премирования, коллективный договор регулирует взаимоотношения менеджмента предприятия с трудовым коллективом по предоставлению социальных гарантий и льгот. Отлаженная система работы с персоналом дает хорошие результаты - это главное.      

ГАРАНТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ КРАЯ

- В период расцвета и зрелого возраста вступила Приморская ГРЭС, - поделился своими мыслями с читателями нашей газеты вице-губернатор края Юрий ЛИХОЙДА, курирующий вопросы большой энергетики и топливные стратегические проекты. – Я отработал в отрасли 42 года, длительное время был главным инженером «Дальэнерго». Поэтому рождение станции и разреза, строительство новых блоков и становление  «Приморки» прошло на моих глазах и при моем участии. Видел падения и взлеты предприятия. К счастью, на сегодняшний день «ЛуТЭК» считается одним из лучших комплексов в составе РАО «ЕЭС России» и является явным лидером энергетики на Дальнем Востоке.

Шахтеры угольного разреза в нынешнем году выходят на отметку в 6 миллионов поднятой на-гора продукции – подобные объемы горняки давали еще в советское время при плановой экономике и значительной дотации угольной промышленности. В настоящее время горняки «Лучегорского» освоили новые, более перспективные и наиболее калорийные участки, вскрышные работы увеличились в три раза. Есть полная уверенность, что уже в следующем году предприятие полностью откажется от завозных углей (транспортные расходы на доставку топлива делают конечный продукт ПримГРЭС малорентабельным), и тогда роль «ЛуТЭКа» в энергетике региона станет более заметной.

К тому же сама ГРЭС значительно изменилась, готовая продукция стала отвечать мировым требованиям качества, резко обновилось оборудование, внедрены современные технологии. В результате удалось сократить количество потребляемого угля и мазута, себестоимость киловатт/часа стала конкурентной на свободном рынке. В результате в выигрыше окажутся простые потребители, для которых при конкуренции реальны снижения тарифов. Выполнение плана для «ЛуТЭКа» стало нормой, а сверхплановые нагрузки станция несет легко и свободно, обеспечивая энергетическую независимость Приморья.

- 30 лет ПримГРЭС, конечно же, является праздничной датой для всего края, - подвел итог Юрий Иванович. – Поэтому от имени администрации края и от себя лично от всей души поздравляю с юбилеем энергетиков, шахтеров, железнодорожников, весь многотысячный коллектив эксплуатационников и ремонтников.

Историческая справка «В»

1990 – В апреле был запущен последний 9-й энергоблок Приморской ГРЭС

1995 – Введена в эксплуатацию ЛЭП-500 «Приморская ГРЭС - Чугуевка»

1997 - На базе Приморской ГРЭС, разрезоуправления и управления железнодорожного транспорта создано закрытое акционерное общество «Лучегорский топливно-энергетический комплекс». Он стал первым в России, объединившим предприятия разных ведомств. Сегодня на долю «ЛуТЭКа» приходится свыше половины электроэнергии, вырабатываемой в крае

Автор: Отдел спецпроектов "В", Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"