Взять тепленькими…

«В» уже публиковал немалое количество откликов на материалы темы номера «Школа и религия», вышедшие 31 октября 2003 года. Тема оказалась и впрямь животрепещущей. Впрочем, отклики вышли за означенные рамки, вылившись в дискуссию по поводу взаимоотношений религии и общества вообще. Удивительного здесь мало: трудно назвать более острую тему, чем вера и религиозные чувства людей.

26 нояб. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1466 от 26 нояб. 2003

«В» уже публиковал немалое количество откликов на материалы темы номера «Школа и религия», вышедшие 31 октября 2003 года. Тема оказалась и впрямь животрепещущей. Впрочем, отклики вышли за означенные рамки, вылившись в дискуссию по поводу взаимоотношений религии и общества вообще. Удивительного здесь мало: трудно назвать более острую тему, чем вера и религиозные чувства людей.

Сегодня своими мыслями делится Владимир КОЛОТОВ, кандидат исторических наук, доцент Восточного института Санкт-Петербургского государственного университета.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ, НА ТО И НАПОРОЛИСЬ

- Владимир Николаевич, мы так спешили радоваться наступившей религиозной демократии и свободе – верь в кого хочешь. Сейчас произошло некоторое отрезвление, когда специалисты предупреждают: ко всему надо относиться с осторожностью. Почему? Опять «происки» православия и других традиционных религий в борьбе за умы людей?

- Какие уж там происки! Надо трезво понимать: большая часть так называемых новых религий – отнюдь не духовные искания людей, а вполне продуманные идеологические манипуляции спецслужб. Более того: судя по всему, Россия стала сейчас вполне реальным полигоном для отработки ряда социальных технологий. Они уже апробировались за последние десятилетия в разных странах. О них пока мало кто знает, в последнее время на эту тему появились книги и статьи.

- Что за технологии?

- Одна из них – «стратегия умиротворения». Суть ее стара как мир и весьма изобретательна. Например. Нет никаких проблем, чтобы захватить какую-то страну силой оружия. Скажем, несколько суток – и американцы вошли во Вьетнам, советские войска - в Афганистан. Однако, если действовать напролом, на место каждого убитого полевого командира встают десятки других. Вот почему и те, и другие завязли...

Между тем впервые стратегию умиротворения применили французы еще в начале прошлого века во Вьетнаме. Их главным «оружием» стали новые религиозные общины: в чужой стране одна за другой строились церкви, наряду с традиционными религиозными культами возникали разные секты. Общество – с некогда едиными традициями и мироощущением - было расколото по религиозным мотивам. Началась гражданская война, на которую французы взирали со стороны, усиленно тем временем потребляя природные богатства страны.

Кстати, подобного рода процессы происходили при насаждении католицизма в Юго-Восточной Азии, когда здесь велись колониальные войны. При этом католицизм не переставал быть уважаемой и абсолютно созидательной конфессией для большинства стран Европы.

Чуть позже на смену «разоблаченным» католическим пришли протестантские священники. И последние лет 15 протестантство остается популярной темой отнюдь не только в Юго-Восточной Азии, но и в других странах, в том числе в России. Есть и иные религиозные идеи. Например, в Китае, где появилась секта фалуньгун, которую называют деструктивной. Кстати, последователи есть и у нас в Санкт-Петербурге, и наверняка во Владивостоке. А технологию умиротворения знают уже и Штаты, и другие заинтересованные в экономических захватах страны.

МЫ - ПОЛИГОН

- Все это напоминает схему – разделяй и властвуй?

- Да, схема древняя, при этом безотказная. Только теперь социологи объясняют ее механизм: изменение религиозной идентичности населения.

- Почти как в психиатрии: если человек теряет свою идентичность, то есть перестает понимать, кто он есть по своей сути, ему грозит шизофрения или другие проблемы с психикой.

- Если хотите, это так, только в масштабах нации. Тут нужно понимать одно. Вся религиозная жизнь состоит из двух компонентов: традиционные религии (православие, католицизм, ислам, буддизм и некоторые другие), к которым надо относиться совершенно спокойно, чаще всего это благо для общества, и так называемые новые религии – несть им числа. А задача у их создателей одна: разложение традиционной национальной культуры. Раскол общества. Потому многие и названы – деструктивными, то есть разрушающими традиционные культуры.

- В своей дискуссии на религиозную тему мы столкнулись не просто с борьбой мнений – но с агрессией со стороны одной из миссионерских церквей во Владивостоке.

- О, это абсолютно знакомый почерк! Наверняка главным адресом нападок стала Русская православная церковь.

- Откуда вы, гость, приехавший на неделю, это знаете?

- Просто схемы одинаковы для всех. Приходит служитель нового культа в русскую семью – первым делом требует уничтожения ритуальных православных вещей, пренебрежительно отзовется обо всем, что связано с русской культурой вообще. Выстроит «идеологическую» подоплеку: мы не молимся, не поклоняемся иконам, у нас бог в душе и т.д. Придет к мусульманам – потребует уничтожить коврик для намаза... И вот уже через короткое время все обращенные почему-то насквозь пронизаны злобной агрессией ко всему традиционному. А дальше – раздробление общества, ослабление страны – и пользуйся, кто хочешь…... В Библии сказано: «По плодам их узнаете…» А плоды в новых религиях – сплошной криминал. Отъем квартир, мошенничество, даже убийства. Однако внешне человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, почувствует в этой религиозной общине любовь, внимание, утешение. Ведь технологии психологически продуманы до мелочей.

- И как спасаться обществу?

- В первую очередь поддерживать традиционные церкви. А дальше… вряд ли люди сами себя могут защитить от новых культов без участия государства и власти. Ведь именно власти пускают миссионеров в страну. Власти регистрируют, разрешают строить церкви. Мы ужасаемся, что Горбачев принимал в своей резиденции пастора Муна – главу деструктивной секты, запрещенной в большинстве стран мира. А что изменилось сейчас? Свидетели Иеговы, кришнаиты запрещены в европейских странах, а у нас это одни из самых активно действующих общин. И десятки других тоже. Бездеятельность власти порой просто преступна... Попробуй скажи что-нибудь о религии, которая появилась без году неделя, – затаскают по судам. А православную церковь, ислам почему-то можно унижать и дергать...

Впрочем, все это – нормальная идеологическая работа. Одни технологии мы можем выявить и противостоять им. Многие другие остаются тайной. Как в Чечне... Через десятки лет, быть может, они тоже будут прочитаны. А пока – если в конфликте появляется религиозный фактор, низменные интересы вдруг резко становятся возвышенными, и вот уже война не за деньги или нефть, а ни больше ни меньше как за святилища. И люди перестают понимать, о чем идет речь по существу. Помните, у Александра Зиновьева, известного русского социолога: идеология – это искусство делать труднопонимаемыми очевидные вещи...

СПРАВКА "В"

Владимир КОЛОТОВ, ученый-востоковед, чья поездка с лекциями в Восточный институт ДВГУ профинансирована фондом Сороса в рамках программы «Молодые преподаватели российских регионов» мегапроекта развития образования в России.

Задача новых религий - разложение традиционной культуры и изменение религиозной идентичности населения.

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»