Погудим...

К звуковому сигналу в машине мы все уже привыкли. Но не всех устраивает штатное звучание клаксона. Сегодня при желании банальный гудок можно заменить на «оркестр».

21 нояб. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1464 от 21 нояб. 2003

К звуковому сигналу в машине мы все уже привыкли. Но не всех устраивает штатное звучание клаксона. Сегодня при желании банальный гудок можно заменить на

«оркестр».

Уже мало кто помнит, как лет тридцать назад едва ли не самой модной

«примочкой» для автомобиля была дудка, исполнявшая «Кукарачу» при нажатии на клаксон. Нынче вкусы совершенно другие. Во многом их формирует и изменившаяся манера езды, когда надо успеть предупредить соседа по движению, что до бампера вашей машины осталось полсантиметра. Поэтому в почете децибелы. Современный рынок автопринадлежностей предлагает два типа автомобильных сигналов – электромагнитные и пневматические.

В электромагнитном клаксоне звук рождается мембраной, вибрирующей под действием электромагнита. В зависимости от типа излучателя звука они делятся на дисковые,

«улитки» и рожковые («горны»).

Дисковые сигналы выпускаются в плоских разборных или неразборных корпусах и могут быть открытыми или снабженными декоративными решетками, в том числе хромированными. На выбор сигнала влияет место установки. Открытые пристраиваются где-нибудь под капотом, а защищенные, да еще хромированной решеткой, можно поставить и на виду.

Излучатель у них одинаковый, но за счет конструкции корпуса диаметр неразборных меньше разборных на 20-25 мм, а сигналы категории

«мини» еще на 20 мм меньше. Звуковые частоты и мощность у них тоже одинаковые и регламентированы все теми же медиками. Низкочастотные однотональные сигналы «выдают» 335-350 Гц, а высокочастотные – 420-440 Гц при силе звука 118 децибел. Двухтональные сигналы, у которых в одном корпусе смонтированы два излучателя, выдают соответственно 335 и 435 Гц. Плоские электромагнитные «блины» – самый распространенный тип звукового сигнала. Ими комплектуется основная масса автомобилей на конвейере, их легче всего установить самостоятельно: конструкцией предусмотрено крепежное отверстие.

Если

«вокальные» данные автомобиля вас совсем не устраивают, обратите внимание на «улитки». Их акустическая мощность ограничена 118 децибелами, но частотные характеристики иные. «Низы» 400-410 Гц и «верхи» 500-510 Гц гораздо сильнее «давят на уши». По принципу действия «улитки» больше всего напоминают патефон. Звук от излучателя проходит по расширяющейся трубе, свернутой в виде улитки внутри корпуса. Сами корпуса могут быть с открытым раструбом или влагонепроницаемыми, у которых раструб защищен специальной шторкой. Так же, как и «блинчики», «улитки» есть одно- и двухтональные, последние бывают разные. Простой двухтональный сигнал подключается непосредственно к бортовой сети, а музыкальная «улитка» – через высокочастотное реле-переключатель. При замыкании цепи нажатием на кнопку сигнала напряжение попеременно подается на низко- или высокочастотную обмотку, создавая некое подобие переливающейся мелодии. Установка «улиток» несколько сложнее по двум причинам: у них сложнее конфигурация корпуса, им труднее найти место под капотом.

Стоять они должны так, чтобы раструбы давали направленный звуковой луч вперед.

«Блины» и «улитки» можно комбинировать в зависимости от желаемого эффекта. Можно, например, ограничиться двумя низкочастотными сигналами, тогда ваша машина «запоет» басом. Можно заставить ее «петь фальцетом», установив только высокочастотники. А можно поставить комбинацию обоих сигналов или пару двухтональных.

«

Рожки» – это те же «улитки», у которых распрямили звуковой канал. Большого распространения они не получили из-за более высокой стоимости при тех же характеристиках, да и «вокальные» данные у них не очень. Другое дело – пневматические сигналы, «горны». У них гораздо выше мощность - до 125 дБ и совершенно другой частотный диапазон. Собственно, это уже не один сигнал, а целый оркестр, в котором может быть от двух до четырех рожков. Каждый из них имеет свою фиксированную частоту – 320, 370, 415, 475, 660, 755 или 810 Гц. Звучать такой оркестр будет только с помощью сжатого воздуха, поэтому в комплект обязательно входит малогабаритный компрессор, развивающий давление 6 или 12 атмосфер... Но это еще не все. В цепь управления «горнами» можно включить реле, с помощью которого они смогут выдавать мелодии, начиная с простейшей и вплоть до классики. Установка такого «музыкального автомата» потребует точного расчета необходимого объема подкапотного пространства, обеспечения надежного крепления «горна» полуметровой длины и обеспечения надежной проводки – потребляемый ток может достигать 12 ампер.

Автор: Александр НИКОЛАЕНКО, специально для «В»