Что там, за вывеской “СП”?

По-разному складывается судьба совместных предприятий. Из 20 зарегистрированных в Артеме реально действует лишь 7.

29 май 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №146 от 29 май 1997

По-разному складывается судьба совместных предприятий. Из 20 зарегистрированных в Артеме реально действует лишь 7.

Крепка ли “Юи-Дружба”?

Совместное предприятие “Юи-Дружба”, начавшее работать в 1994 году, было призвано создать в Артеме заводы по производству кирпича, развивать турбизнес. Создан же за прошлые годы только ресторан, на котором и начертано двойное название с одним смыслом: “Юи-Дружба”.

К открытию ресторан украсили яркими китайскими фонариками. Это было не просто колоритное национальное украшение - фонарики извещали о ранге такого заведения. Ресторан и сейчас имеет первую категорию, фонариков давно и в помине нет, но дело не в них. Совместный российско-китайский бизнес не только не получил в Артеме развития, но даже и в этом, ресторанном своем направлении угасает. Здесь 2 китайских и 3 русских повара. Работают китайские кулинары без энтузиазма: меню довольно скудное, и даже специи, коими славится восточная кухня, им приходится приобретать на российском рынке. Учредитель с китайской стороны - государственный народно-строительный банк. Дела ему до этого общепитовского совместного заведения, видимо, нет никакого. И то понятно - прибылей “Юи-Дружба” не приносит.

В Артеме сейчас немного охотников посидеть за ресторанным столиком. “Версаль” из-за недостатка клиентуры открыт не во все дни недели. “Салюс” прекратил свое существование вообще. “Юи-Дружба” держится больше за счет банкетов и поминальных обедов, организуя последние со скидкой. Перспектива у ресторана одна: как-нибудь дотянуть до окончания контракта - апреля 99-го.

Рядышком приютилось еще одно совместное предприятие - фотоателье “Шугуан-Заря”. Причем роднит их с “Юи-Дружбой” только двойное название и один и тот же китайский учредитель. Здесь “куется” семейный бизнес - отец и два его сына, китайцы, выполняют свою работу ни шатко ни валко. Но в общем-то фотоателье вот уже 3 года существует, как-то сводя концы с концами.

“Авиалифт” на подъеме

“Аэролифт интернешнл лимитед” как совместное российско-папуа-гвинейское предприятие также просуществовал 3 года. Это компания по осуществлению вертолетных перевозок. Почему для совместной деятельности выбрана именно Папуа-Новая Гвинея? “Аэролифт” имел дело с мощной австралийской фирмой, обосновавшейся в Гвинее. А вертолеты компании “Владивостокавиа”, с которой “Аэролифт” тесно взаимодействовал, давно освоили эту территорию, работая там во фрахте.

Беседую о проблемах совместной деятельности с исполнительным директором предприятия Сергеем Гуцалюком.

- Среди плюсов - возможность внесения доли в уставный капитал не только деньгами, но и техникой, оборудованием с освобождением от таможенной пошлины. СП использовало такую льготу. Еще одно: наши специалисты прошли прекрасную стажировку в условиях западных компаний, приобрели там все необходимые навыки осуществления деятельности на современном авиарынке.

Из отрицательных факторов - двойной стандарт финансовой отчетности. И, конечно же, архисложная форма отчетности . Все это отнимало массу времени.

- Мы получили лицензию, стали авиакомпанией (в Приморье теперь 2 самостоятельные авиакомпании: “Владивостокавиа” и наша), имея по-прежнему статус СП, - продолжил рассказ Сергей Гуцалюк. - Теперь, когда мы работой, можно сказать, компенсировали иностранную долю капитала в уставном фонде, рамки СП стали уже тесны для дальнейшего развития, мы преобразовали компанию в начале этого года в “Авиалифт Владивосток”. Полученная по итогам минувшего года прибыль позволила приобрести вертолет. Поле деятельности у нас широкое, особенно на Сахалине. Заключили контракт для работы на Гаити. Это первое в нашей стране такое соглашение, там мы работаем совместно с “Владивостокавиа”. Так что СП дало нам хороший импульс для того, чтобы двигаться дальше, хотя ряд идей в рамках совместного предприятия осуществить не удалось.

Где-то здесь начинается рай...

Но, конечно же, для платежеспособных людей, в основном иностранцев. Одноместный номер в отеле “Венеция”, что на территории аэропорта Владивосток, стоит 66 долларов в сутки, самый дорогой - 112. Фешенебельный, хотя и не очень большой по размерам (32 номера) отель в мае минувшего года сдала в эксплуатацию хорошо известная у нас в крае итальянская фирма “Тегола Канадезе”. Она построила его, применяя новейшие западные технологии и материалы, всего за 10 месяцев.

Что дает СП? Итальянские партнеры помимо уставного капитала немало вкладывают в придание необходимого имиджа гостинице, в ее менеджмент. Подготовку персонала проводили менеджеры из Швейцарии, Италии. Потом каждому из работников гостиницы пришлось держать экзамен. Словом, здесь считают делом выгодным и сам гостиничный бизнес, и деловое сотрудничество в рамках СП.

Находятся в розыске...

Статистика показывает: в минувшем году в Артеме действовало всего 8 СП (нынче их уже 7), а зарегистрировано более 20. Куда же они подевались? В городском отделе статистики сообщили: “В налоговой инспекции данных нет, деятельность прекращена, числятся в розыске”...

Из действующих СП лишь единицы работают с какой-то прибылью, как, например, “Аэролифт”, контейнерное депо “Феско”. Остальные в лучшем случае сработали “по нулям”. Хотя достаточно эффективной можно считать и деятельность фирмы “Ньюмакс Аппарель” (о ней “В” извещал уже своих читателей). Это предприятие со 100-процентными южнокорейскими инвестициями шьет трикотажные изделия на первоклассном импортном оборудовании. Местная администрация на примере этого предприятия все-таки оптимистично смотрит на развитие СП. В планах - создание еще нескольких идентичных швейных производств. Безработица в Артеме в основном “женская”, и создание новых рабочих мест было бы весьма кстати.

Итак, в целом развитие совместного предпринимательства протекает достаточно сложно. Почему? Виной тому, скорее всего, наше общее экономическое “недомогание”. Кстати, один из учредителей СП “Юи-Дружба” говорит, что подвигло тогда на организацию совместного предприятия существование ряда льгот, которые отменили еще до открытия СП, но дело уже раскрутилось. Да и регистрировать тогда СП можно было в местных органах власти. Сейчас же, чтобы произвести эту процедуру, извольте потратиться на то, чтобы пожаловать в Москву. Правда, в последнее время стало проводить регистрацию и Приморское отделение государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики РФ, однако в зависимости от суммы уставного капитала.

Вот еще один характерный пример. В городе есть сельскохозяйственная фирма, которая со временем превратилась в совместное производство. Но оформлять юридически предприятие как СП руководство не стремится. Зачем, если льгот это практически никаких не дает, только затраты на переоформление (сейчас это АОЗТ), а если и остались льготы, то в урезанном виде. То есть имевшиеся стимулы для развития СП утрачены, это, видимо, и определяет судьбу подобных предприятий.

Комментарий отдела экономики “В”

На сегодня в Приморье зарегистрировано свыше 1200 предприятий с иностранными инвестициями, из них реально действуют менее одной трети, остальные - “в розыске”. Хотя объем экспортно-импортных операций, осуществляемых СП, с каждым годом неуклонно возрастает (особенно экспорта), эффективность работы совместных предприятий, по оценке специалистов, остается невысокой, больше половины из них специализируются на торгово-посреднической деятельности, и лишь незначительное число занято в сфере материального производства. При этом в товарной структуре экспорта СП основную долю занимают лесоматериалы и рыбопродукция (соответственно 48 и 19 процентов от общего объема), а также черные металлы и металлолом, удобрения, лекарственное сырье и пр.

То есть можно констатировать, что совместные предприятия в большей степени ориентированы на вывоз сырьевых ресурсов из края, нежели на организацию здесь различных производств, технологическое обновление промышленности, транспорта и т. д. Даже создание со 100-процентным участием иностранного капитала технопарков в свободной экономической зоне “Находка”, где СП, казалось бы, имеют наиболее льготные условия существования, остается под вопросом из-за неразвитости инфраструктуры и отдельных противоречий в законах.

Что касается льгот для СП, то их действительно значительно урезали, и, наверное, оправданно. Ведь иностранному участнику совместного предприятия достаточно было внести в уставный капитал не менее 10 тысяч долларов США, “вбить” в устав “производственную деятельность” и иметь при этом согласно законодательству так называемые налоговые каникулы сроком на 2 года (освобождение от налога на прибыль, а также от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе отдельных товаров). За время “каникул” многие СП, однако, никакой деятельности в сфере производства не вели, а больше занимались экспортными операциями с немалой для себя выгодой. Заканчивалось действие льгот - прекращало свою работу и СП, вот почему их так много числится в розыске у налоговой инспекции и полиции.

Потому-то сегодня важно и необходимо усилить контроль за деятельностью СП на местном уровне со стороны заинтересованных ведомств, тем более что такую задачу в широком плане ставит сейчас и правительство РФ.

Автор: Михаил МАТВЕЕВ, “Владивосток”