Гарри Поттер с улицы Полярной

У Ростика (или, как он сам любит представляться, Ростислава Викторовича) круглые очки, совсем недавно были длинные волосы и множество изображений любимого героя. Гарри Поттер везде – на тетрадках, на дневнике, на столе в виде пластмассовых фигурок…

6 нояб. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1457 от 6 нояб. 2003

У Ростика (или, как он сам любит представляться, Ростислава Викторовича) круглые очки, совсем недавно были длинные волосы и множество изображений любимого героя. Гарри Поттер везде – на тетрадках, на дневнике, на столе в виде пластмассовых фигурок…

Наверное, с таким другом, не предающим, способным волшебным образом справляться с любыми трудностями, и в его образе 10-летнему мальчишке жить легче, чем рядом со здоровыми, шумными и быстрыми сверстниками. У Ростика – детский церебральный паралич, дополненный эпилепсией и астигматизмом, который ограничивает его зрение до 50 процентов.

МАЛЕНЬКОМУ РЕБЕНКУ НУЖНА МАМА

Анна и Виктор Савенко ждали малыша долгие восемь лет. Бездетные супружеские пары нередко распадаются, ведь всем известно, что семью цементируют именно наследники. Они выстояли, выдержали приступы отчаяния, когда уже ни во что не верилось, и безмерно обрадовались, узнав, что ребенок все-таки будет. Да не один, а сразу трое!
Тройня редко появляется без проблем. Анне пришлось подолгу лежать в роддоме на сохранении, рядом с такими  же будущими мамами, которые волею судьбы оказались медиками. Именно они и рассказали о том, с чем могут столкнуться молодые родители. Так что к трудностям супруги были подготовлены. Вот только о возможной страшной беде их никто не предупредил. Поэтому гибель в первые же сутки мальчика и девочки и угроза жизни оставшемуся малышу  повергла их в шок. Вернее, потрясение испытал Виктор – Аня в это время находилась в реанимации и мало что понимала. Десять лет назад новоиспеченных отцов на порог роддома не пускали, но для Виктора сделали исключение, понимали – надо успокоить человека, который исступленно твердил: «Покажите, что живой». Показали. Крошечный комочек весом меньше 2 кг по общепринятой шкале здоровья тянул лишь на 1 балл. Предстояла борьба за его жизнь.

Аня вышла из больницы только через месяц. И сразу побежала к сыну. Сама еще очень слабая, она стала ежедневно ездить на Первую Речку, чтобы рядом с крохой проводить весь день – на ночь в больнице оставляли только иногородних. Через несколько дней врач Татьяна Анатольевна сказала: «Сразу видно, что мама появилась». Ростик, как будто почувствовав, что его любят,  жалеют, хотят поскорее забрать домой, пошел на поправку. Какая-то удивительная связь, сродни мистической, существует между матерью и ребенком. Материнская любовь способна чудеса творить. В два месяца малыш впервые оказался в родном доме.

ПОДРАСТАЮЩЕМУ РЕБЕНКУ НУЖЕН ПАПА

На улицу Полярную во Владивостоке, где живут Савенко, мы приехали в конце рабочего дня, когда дома были только мама и Ростик. Прошло не меньше часа, пока мальчик демонстрировал нам свой школьный дневник, показывал картинки, которые он выжигает на маленьких дощечках. Неожиданно – звук поворачивающегося ключа, на пороге – усталый мужчина. Легкое напряжение: известно ведь, какими бывают голодные, измученные длинным рабочим днем представители сильного пола, когда под любезностью стараются скрыть вопрос: «И что вы тут расселись?». Но Виктор так искренне улыбнулся, так заботливо сразу поинтересовался: «Кофе? Чай?» - что стало понятно: в гостеприимного хозяина он не играет.

Глава семьи, рассмеявшись вместе с сыном при виде новой игрушки – очередного Гарри Поттера, непринужденно присоединился к разговору. Рассказал, как познакомился с будущей женой еще лет 20 назад, когда она была школьницей и поразила его роскошной косой, которую он до сих пор не разрешает Ане отрезать. Буквально с первых минут стало понятно, что рядом с таким мужчиной можно выдержать любые трудности. А их, к сожалению, у семьи немало.

Ане, естественно, пришлось оставить работу. По уходу за ребенком-инвалидом ей положено от государства – не поверите! – 125 рублей в месяц. Немногим более полутора тысяч – социальное пособие сына. Вот и легли финансовые проблемы на одни плечи. Виктор, окончивший в свое время политехнический, инженер от бога, вынужден заниматься частным предпринимательством – благо, руки золотые. Заработанное, все до копейки, отдает жене, которая за эти годы из оператора ЭВМ превратилась в опытного бухгалтера. Но как бы они ни старались, собрать деньги на улучшение жилищных условий не удается. В муниципальной очереди семья находится где-то в восьмой сотне, а пока ютится в однокомнатной квартирке. Кровать родителей и разложенный для сна диван Ростика занимают всю ее площадь. Если уставший папа хочет вечером посмотреть телевизор, сын не может заснуть, что при его заболевании недопустимо.

Как они все это выдерживают, почему не конфликтуют и до сих пор не развелись? Что уж греха таить, в подобных ситуациях отцы часто не выдерживают, уходят из семьи, стараясь даже из памяти ее вычеркнуть. «Знаю я о таких случаях, - говорит Аня, - и сама иногда (редко!) думаю: а вдруг… Какая жизнь тогда будет? Мама – на работе, сын – на улице. Это и со здоровым ребенком проблематично». Аня отгоняет от себя подобные мысли еще и потому, что знает: муж ее по-настоящему понимает и ценит. Виктор осознает, что материнские заботы о больном ребенке – работа не менее тяжелая, чем у него.

Если бы каждый ребенок мог видеть пример такого отца – заботливого, доброжелательного, любящего, умелого, - скольких проблем бы не возникло. Известно ведь, как велика роль отца в воспитании, особенно мальчишки.

РЕБЕНКУ ВСЕГДА НУЖНА СЕМЬЯ

Ростику повезло с родителями. К счастью, семья Савенко – не исключение, есть еще у нас подобные – все для своих «нестандартных» детей делают. Вот только отношение государства давит такие семьи психологически. Ну ясно же, что не дождаться им в многосотенной очереди трехкомнатной квартиры, положенной по закону. Так почему бы не дать этим людям средства для самостоятельного улучшения жилищных условий? Это было бы в несколько раз дешевле. Почему льготы по оплате телефона есть, а на его установку нет? Без телефона с таким ребенком жить чрезвычайно трудно, но и выкроить из семейного бюджета 9000 рублей практически невозможно. Льготы по оплате жилья, на страховку машины они могут иметь лишь в том случае, если все будет оформлено на ребенка. Это ли не абсурд?

Анна и Виктор ни на что не жалуются, они вместе, они дружны и потому беспокоятся прежде всего о тех, кто находится в подобном положении, но не обладает столь же сильным характером для преодоления трудностей. Сами Савенко больше рассказывают о тех хороших людях, кто встречается на их пути. Тамара Максимовна Буребаева из департамента соцзащиты администрации края помогла в свое время устроить Ростика в обычный, не специализированный детский сад, тренер Татьяна Павловна из спорткомплекса «Юность» лечебной физкультурой чудеса творит. Врачи, специалисты из «Альтуса», педагоги из школы № 3 для детей с ослабленным зрением – все понимают, помогают. Только государство по большому счету не принимает участия в реабилитации таких ребятишек. «А мы ведь бьемся не просто ради своих детей, - сказали супруги, - хотя, конечно, это на первом месте, но и ради того, чтобы они впоследствии не стали обузой для страны».

Эта замечательная семья сделала, казалось бы, невозможное – чудом выживший ребенок, о перспективах которого в течение полугода ничего не могли сказать врачи, учится сейчас в четвертом классе. Правда, в школе, о которой Ростик по-взрослому сказал резанувшую сердце фразу: «Для таких, как я». Но школа ему нравится, родители думают о его будущем, размышляя, на какую профессию стоит ориентировать сына. Несмотря на то, что у мальчика в последнее время, когда он стал отчетливо понимать, что отличается от своих здоровых сверстников, появились психологические проблемы, эта семья производит удивительно светлое, оптимистичное впечатление. Они уже многое преодолели, верится, что добьются и большего. Поэтому я рискнула задать жестокий вопрос: «У вас не было мысли оставить ребенка в роддоме, как это порой происходит?». «А он не просился на этот свет, - ответили Аня и Виктор, - это мы его хотели. Он не виноват, что родился таким. Мы его так долго ждали, что теперь думаем только об одном – вырастить и поставить на ноги».

Если бы все родители были такими же любящими и самоотверженными, большинство детских домов можно было бы закрыть.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток", совместно с представительством Всемирной ассоциации детей и родителей