Конопля на подоконнике. Как остановить наркоманию в школах?

Этой осенью 30 учителей средних школ края и 90 волонтеров получили сертификаты о прохождении курсов «по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и молодежи». В течение полумесяца каждый день по 5 часов с ними делились опытом медики, психологи, юристы и милиционеры. Курсы были бесплатными, а организовал их научно-методический центр по профилактике наркомании при ДВГУ при поддержке администрации края. Как ни странно, эти курсы - одна из первых попыток в городе привлечь учителей к борьбе с наркотизацией молодежи.

4 нояб. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1455 от 4 нояб. 2003

Этой осенью 30 учителей средних школ края и 90 волонтеров получили сертификаты о прохождении курсов «по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и молодежи». В течение полумесяца каждый день по 5 часов с ними делились опытом медики, психологи, юристы и милиционеры. Курсы были бесплатными, а организовал их научно-методический центр по профилактике наркомании при ДВГУ при поддержке администрации края. Как ни странно, эти курсы - одна из первых попыток в городе привлечь учителей к борьбе с наркотизацией молодежи.

Для начала учителя решили выяснить, а как сами школьники относятся к наркотикам. Положительные отзывы были не таким уж раритетом. «Хорошо, так как все надо попробовать». Потом, когда преподаватели беседовали с детьми на тему наркотиков, школьники часто спрашивали: «А откуда вы знаете, что это плохо?». «Они тебя затыкают за пояс во время беседы о наркотиках, - говорит один из преподавателей. - Мы - теоретики, они - практики. Они-то обсуждают это каждый день. Подобно тому, как мы обсуждаем, что приготовить на ужин».

- Работу по профилактике целесообразно начинать раньше - с детей дошкольного возраста, - считает Лариса Романова, директор центра, доктор юридических наук. – Тогда при достаточных усилиях «не пробуй наркотики» станет как «не бери чужое».

Насколько масштабно у нас ведется такая профилактика? Лариса Романова говорит, что ей неизвестно ни одной книги на данную тему. А вот за рубежом это давно уже осознали. Существуют игровые программы, в странах Скандинавии детям показывают мультфильмы. «Но у нас на это нет средств», - говорит Лариса Романова.

В перспективе сотрудники центра намерены привлечь к решению проблемы и - кого бы вы думали? - родителей. А что, родители, многие из вас хотя бы знают, как выглядит та же конопля? Один мальчик растил «цветочки» на подоконнике: бабушка поливала, радовалась - внучок делом занялся. Мальчик растил наркотик. А если бы бабушка и догадалась - знала ли она, по какому телефону звонить со своей проблемой? В милицию она вряд ли позвонила бы...

Андрей Пашков, преподаватель биологии, ОБЖ, экономики в средней школе, только что получил сертификат курсов.

- Андрей Гаврилович, неужели с учетом того, сколько сейчас получают учителя, некоторые из них находят время на пропаганду?

- Ну, во-первых, знания по психологии, полученные на курсах, мне в работе очень даже пригодились. Далее: я биолог, тема наркотиков небезынтересна для меня. Что же касается других мотивов: я не понаслышке знаком с последствиями наркотиков. Учились у меня как-то дети наркоманов. С трудом отвечали на вопросы, простейшие для остальных детей.

- Ну и как, многие сейчас в школах «пробуют»?

- Мы проводили в школах опрос. И все равно сложно оценить точно: многие ли откровенно напишут в анкете, что они «пробовали»? Но мы задавали такой вопрос: «Есть ли у вас знакомые, которые употребляют наркотики?». Процентов 30 опрошенных мною написали, что есть. Что именно употребляют в школах? В основном химку да коноплю курят, токсикоманят. Не думаю, что у школьников есть привычка употреблять наркотики прямо в здании школы. Там в туалетах даже курить нельзя. Хотя возле любой школы - будто специально предусмотренный - укромный уголок: гараж, подвал... И все же скорее это происходит так: группка после школы идет к кому-нибудь, гостеприимному, или просто в подъезд - покурить. Еще опытный сверстник может «начинающему» принести наркотик в школу. Был и нонсенс, правда, давно: приходили ко мне на урок школьники под кайфом - 3-4 человека среди трех девятых классов.

- И что вы сделали?

- ...

- С какого возраста школьники наркоманят?

- Младше шестого класса я наркоманов пока не видел. По мере взросления школьников повышается и процент наркоманов.

- И какова реакция взрослых?

- Учителя? Думаю, большинство стараются не замечать. У меня, да и у коллег, настрой невеселый. Учитель сейчас мало что может. Это для нас он был царь и бог. Сейчас с преподавателем разговаривают по-другому - некоторые так даже и на «ты». Чуть что, школьники сразу вспоминают про свои права, чего нельзя сказать про обязанности. Еще авторитет учителя упал, поскольку упал рейтинг школы. Многие дети не горят желанием в школу идти. А вот рейтинг денег подрос. Чем больше денег, тем, как правило, больше уважения. Учитель не может одеться модно, он выживает - и дети это видят. Не успевает угнаться за жизнью большинство преподавателей - даже компьютер видели только издалека. Так что неудивительно: дети часто иронично относятся к учителям, многих называют «бабушками».

Теперь о том, как учитель относится к детям. Сколько угодно говорите об индивидуальном подходе, но примерное число человек в любом классе - 25. Я классный руководитель. Мне за это платят - сколько бы вы думали? - 300 рублей. Помимо заполнения энного количества бумаг я обязан следить за каждым из 25 детей в отдельности. Я еще молодой учитель, искренне пытаюсь понять проблемы каждого, реально вникнуть. И все же я человек - и иногда реально не выдерживают нервы. Да, учителя работают не на одной работе. И потому, к сожалению, не уделяют детям достаточно внимания. Дети это видят. Остаются родители. Большинство родителей заняты тем же, что и учителя - добыванием денег. Мама утром ушла, вечером пришла. Ребенок занимается самовоспитанием среди своих сверстников. Как сможет...

- Тогда как вы применяете ваши знания с курсов?

- Вода капает - камень точит. И я на любом уроке, даже на ОБЖ и экономике, нахожу повод поговорить о наркотиках. Начальство поругивает, что я трачу время не на биологию, а на посторонние вещи. А детям интересно: они знакомы с этим на практике. Кроме того, дети - это дети: им все равно, о чем говорить, лишь бы не о том, о чем говорить на уроке следует. Есть и другие причины: у девочек вот неподдельный интерес, как это отразится на их будущем потомстве.

- Вам удалось привлечь в ваше «войско» коллег?

- «Сочувствующих», понятно, много. Помимо этого пока никто ничего не предложил. Психолога я привлечь не могу: за те деньги, что ей платят, она появляется несколько раз в месяц. Так что в школе я один как перст. Вообще проблема одна: школа выживает. Из нее вытекает большинство остальных - и проблема с наркотиками во многом в том числе.

По электронной почте я послал письмо президенту Путину - о проблемах школы. Его переслали руководителю департамента образования и науки администрации Приморского края Сергею Пикину для дальнейшего рассмотрения. Потом мы долго спорили по вопросам моего письма по телефону - видимо, с его помощницей. Ее главный аргумент был: «А вы знаете, ведь у нас заводы не работают». Я ответил: «Понимаю».

Автор: Надежда ДЫШЛЮК, специально для «В», Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»