Устранить духовные пустоты

Юрий Громыко, доктор педагогических наук, президент Московской академии культуры и развития образования: Нужно ли преподавать православную культуру в школе? - вопрос, который зависит от тысячи составных. Прежде всего, кто будет преподавать новый предмет: светский учитель или батюшка рукоположенный. Никто не спорит, среди людей духовного сана есть прирожденные педагоги, например, Свешников, отец Владислав, довольно известная фигура в Москве. Он ставит, на мой взгляд, правильную задачу: ничего не навязывать. И выстраивает важнейший диалог с детьми с одной лишь задачей - обнаружить духовные пустоты, чтобы иметь представление, чем их заполнить.

31 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1454 от 31 окт. 2003

Юрий Громыко, доктор педагогических наук, президент Московской академии культуры и развития образования:

- Нужно ли преподавать православную культуру в школе? - вопрос, который зависит от тысячи составных. Прежде всего, кто будет преподавать новый предмет: светский учитель или батюшка рукоположенный. Никто не спорит, среди людей духовного сана есть прирожденные педагоги, например, Свешников, отец Владислав, довольно известная фигура в Москве. Он ставит, на мой взгляд, правильную задачу: ничего не навязывать. И выстраивает важнейший диалог с детьми с одной лишь задачей - обнаружить духовные пустоты, чтобы иметь представление, чем их заполнить.

Но есть немало людей духовного звания совершенно другого типа, которые, к примеру, услышав вопрос: «Почему буддисты, китайские дети, пойдут в ад?», тут же разразятся скандалом: «А вы, оказывается, в бога не верите. Это грех!»…

Я так близко знаком с этой темой, потому что мой ребенок учится в православной гимназии, и я вижу, как говорится, изнутри, насколько образовательно и педагогически неадекватна эта система.

В принципе идея преподавания православной культуры в школе очень важна. Но я бы эту программу сделал иначе. В качестве отправного аргумента выдвинул, например, такой: не знать истинного звучания стихотворения Пушкина «Пророк» просто неприлично, а получается, что без знакомства с основами православной культуры оно для многих остается зашифрованным, то есть недоступным для истинного, глубокого понимания, как египетские письмена.
И еще, если такое преподавание будет вестись под нажимом - это весьма опасно. Достаточно сказать, что среди ярых атеистов, тех, кто громил церкви после революции, 70 процентов были выпускники церковно-приходских школ…

Православная церковь очень долго боролась, чтобы эта программа пошла в жизнь. Люди, которые ее разрабатывали, нет сомнения, тонкие и умные. Но, к сожалению, от замысла до реализации - дистанция огромного размера. Итог же получается зачастую обратно пропорционален ожиданию. Здесь очень многое зависит от человеческого фактора.
А вот преподавание религий в школе - это момент, на мой взгляд, вообще безобразный и опасный. Почему? Он приводит к процессу шизофренизации сознания ребенка, раздирает его на куски. Согласитесь, преподавание межконфессионального диалога - это вообще огромной сложности тема даже для вуза, не говоря уже о школе. И в этом непременно должны участвовать родители (если они этого лишены - это прямое нарушение конституционных прав). Если моего ребенка захотят втиснуть в дебри отношений буддизма, мусульманства, иудаизма - я просто этого не допущу.

В московском департаменте, где я возглавляю совет по экспериментальным площадкам, такого типа проекты просто невозможно запустить. Они проходят тщательную экспертизу, в которой принимают участие люди, имеющие сан, ученые степени, педагоги. Таким образом строится многоуровневое сложное обсуждение, где учитываются все позиции.

Есть еще одна опасность: через любой религиозный текст можно запустить духовную программу совершенно другого типа. Как сказал апостол Павел: «Различайте духи». Поэтому нередко нельзя будет отличить, где обучение, а где соблазн.

КСТАТИ

Токия Саифи - единственная женщина-министр во французском правительстве, исповедующая ислам, высказалась за запрет ношения в школах мусульманских платков. Она также заявила, что будет добиваться принятия соответствующих законов.

Кроме того, министр выступает и за запрет на ношение символов других религий – христианских крестов и иудаистских звезд Давида.

* * *

Премьер-министр французского правительства Жан-Пьер Раффарен заявил: школа - «это не то место, где следует демонстрировать свою конфессиональную принадлежность». И если национальная комиссия, изучающая возможность выражения религиозных убеждений в образовательных учреждениях, не сможет выработать согласованное мнение всех сторон, правительство Франции внесет на рассмотрение проект закона, регулирующего этот вопрос.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»