Прославь бога. И ощути себя корейцем

Однажды разговорилась с малознакомой девушкой: она отказывается от спиртного, не курит… Какая молодец, подумала я. Позже узнала: причина такой самодисциплины - вера в бога. «В какую церковь ты ходишь?» - поинтересовалась я. В ответ эта русская девушка почему-то пригласила меня на собрание корейской протестантской церкви…

31 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1454 от 31 окт. 2003

Однажды разговорилась с малознакомой девушкой: она отказывается от спиртного, не курит… Какая молодец, подумала я. Позже узнала: причина такой самодисциплины - вера в бога. «В какую церковь ты ходишь?» - поинтересовалась я. В ответ эта русская девушка почему-то пригласила меня на собрание корейской протестантской церкви…

Церковь занимает одну комнату. Первое, что бросилось в глаза, - большое число корейцев и русская молодежь. Что это за церковь, кто эти проповедники, что им нужно в России? Увы, подробностей выяснить так и не удалось, кроме того, что они не носят крестики, поют песни под гитару и синтезатор, пьют чай и играют в игры - вот и все. Позже выяснилось, что называется данное сообщество «Христианская пресвитерианская церковь». Это мне объяснила одна из прихожанок, русская, но успевшая приобщиться к новой религии. Она уже побывала в Южной Корее и, надо полагать, приобрела некоторые знания…

Пастор в рубашке и галстуке вещал в микрофон (голос заполнял все пространство) о благодарности богу. Укрепляя в вере, он говорил, что мы ни за что не должны слушать вопросы типа «Если ваш бог всемогущий, может ли он создать камень, который сам не сможет поднять?» или пресловутое «Сколько ангелов может поместиться на острие иглы?».

Объясняется все просто - это неправильные вопросы, на них не может быть ответов. Проповедь чередовалась с песнями: незамысловатый текст, рифмованный по принципу «что вижу, то пою». Молитва тоже имеет абсолютно свободную форму - каждый говорит вслух что хочет. Довольно интересное зрелище: сидит множество народу, и каждый что-то сам себе бормочет. Зачем вслух, я так и не поняла - может, в знак того, что ты не стыдишься своей веры, а может, поддерживая другого, мол, я тоже молюсь. Но разве молитва, посланная богу, предназначена для того, чтобы ее кто-то слышал? Ведь самое сокровенное говорится про себя. Вскоре от этих бормотаний, песен вразнобой, хора в странных зеленых балахонах и голоса проповедника в микрофон, давящего на уши, почувствовала себя как-то очумело. Не привыкшая к таким «мозговым атакам», от чаепития я отказалась. Признаюсь, это было непросто. Приглашали настойчиво.

* * *

На богослужения я ходила две недели. Пастор Джим (по национальности кореец) говорил: «Надежда - это вера в вечную жизнь. Неправильно сомневаться в наличии вечной жизни. Вы должны быть благодарны богу за то, что он дал вам жизнь. Наша церковь - это церковь благодарности богу. Надо верить… Наш бог - это личность, если мы от него отворачиваемся, не восхваляем - он ревнует». В общем, довольно примитивное использование психологии личности.

О корейцах не скажу, наших привлекала доступность. Незамысловатые песнопения сочиняет сам пастор, не опираясь на какие-то обязательные правила: «Бог, я встаю утром и вспоминаю тебя, спасибо…». Все просто, не требует нравственных размышлений. У молодых прихожанок - проколотые брови, косметика… И вера. Все параллельно. Может быть, привлекает «халява» - каждое собрание заканчивается чаепитием? Кроме того, каждый рано или поздно может поехать в Корею, как говорится, за счет принимающей стороны.

Моя собеседница пришла к методистам, когда ей было очень тяжело морально. В училище, где она училась, сложились непростые отношения, она чувствовала себя безумно одинокой. А просить помощи было не у кого. В результате длительного стресса последовал нервный срыв. Кто-то, она уже и не помнит, пригласил ее в эту церковь. Стала ходить на собрания, полегчало. Рядом люди, и в то же время никому ничем не обязана. Через какое-то время с помощью церкви съездила в Корею. Очень понравилось. Возвращалась в Россию тяжело. Призналась мне: «Я не чувствую, что Россия - моя родина. Да и не нужна она мне, ощущаю себя кореянкой».

…Вот и безобидные песнопения. Кажется, у врачей есть термин «отдаленные последствия». Представляете, через какое-то время не самые глупые русские обратятся в такую веру и откажутся от собственной страны.
Сейчас в этой церкви не существует поборов - так называемой десятины. Но в Корее девушка узнала, что прихожане деньги все же сдают. Пастор собирает их в конвертик с надписанным именем, а в конце года объявляет, на что они использованы.

Встретилась мне на собрании и молодая американка, которая приехала в Россию учиться в ДВГУ. На вопрос, почему не посещает православную церковь, ответила, что ее отпугивает множество правил. В корейской гораздо проще.
Проще? На каждом собрании звучит усиленное микрофоном: «Встаньте те, кто пришел в первый раз. Давайте им поаплодируем! Что вы пожелаете нашей церкви? А что вы о ней думаете?». Едва уловимое движение, и включается видеокамера - запечатлеть ответ во всей его откровенности. Представили публике и меня, как бы напоминая - ты теперь наша. Посвятили… И это называется отсутствием давления?

Согласна, у нас - свобода совести, а Россия - страна многоконфессиональная. Но у меня возникло три вопроса.
Первый: корейцы - глубоко религиозная нация, но что они делают здесь, у нас, не очень хорошо говоря по-русски, не всегда умея подобрать нужное слово? Они едут к нам, зовут на свои собрания из «чисто гуманистических соображений», проводят праздники и чаепития за счет церкви, отправляют раз в год своих прихожан в Корею, оплачивая не только поездку и проживание, но и походы в рестораны и парки. Зачем?

Второй: что тянет молодых русских ребят к этой церкви, которую не назовешь для нас традиционной?
Кое-кто упорно отвечал, что привлекает отсутствие жестких правил, которым обязательно надо следовать. Но ведь даже в ночной клуб сегодня не пускают в спортивном костюме, и мы не сопротивляемся. Значит, проблема лишь в том, насколько мы знаем те или иные правила…

И третий: как разобраться, где истина, а где - манипуляции? Посещая собрания, я так и не получила информации о том, кто является духовным лидером, не поняла целей и даже основных положений. Возникало ощущение, что меня держат в отдалении, куда-то не допускают. Может, конечно, только показалось.

Еще мне показалось, что люди, которые пришли сюда, несчастны или одиноки, так или иначе обойдены жизнью, не имеют крепкого стержня. Они ищут опоры. Но правильно ли избрана эта опора?

От редакции. Сегодня подобного рода общины ведут проповеди в отдельных помещениях, взятых в аренду. Они упорно приглашают ребятишек во дворе - «играть, рисовать, петь»… Завтра эти проповедники могут стать полноправными учителями религий в школе…

Автор: Екатерина КАЛАШНИКОВА, специально для «В»