Ах, эта странная Татьяна?

Марина ЕЖОВА, преподаватель литературы технической школы-лицея г. Владивостока: - Нужно ли вводить в светских школах основы православной культуры? Необходимо! Ребенок может быть атеистом, но не может не знать родную русскую культуру. А она изначально православная. Возьмем истоки: появлению русской письменности мы обязаны святым Кириллу и Мефодию, они создали азбуку сначала только для того, чтобы можно было переводить с византийского языка святые писания. И лишь позже азбука стала использоваться в других целях.

31 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1454 от 31 окт. 2003

Марина ЕЖОВА, преподаватель литературы технической школы-лицея г. Владивостока:

- Нужно ли вводить в светских школах основы православной культуры? Необходимо! Ребенок может быть атеистом, но не может не знать родную русскую культуру. А она изначально православная. Возьмем истоки: появлению русской письменности мы обязаны святым Кириллу и Мефодию, они создали азбуку сначала только для того, чтобы можно было переводить с византийского языка святые писания. И лишь позже азбука стала использоваться в других целях.

Изучение литературы в школе вообще непостижимо без знания основ православной культуры. До XVII века вся русская литература не имела разделения на светскую и духовную, вся была духовной. А в современной школе, к счастью, кое-что изучается из древней русской литературы: святое писание, жития святых Петра и Глеба, Петра и Февронии, поучения, «Повесть временных лет». Если давать эти произведения без объяснения православных истоков, мы вводим детей в страшное состояние отвержения всего этого из-за непонимания.

Не только древняя, но и вся светская литература до XX века, а кое-что и в XX веке основывается на православной культуре. Например, поэзия Cеребряного века имеет много библейских сюжетов. Как ее изучать, не зная, откуда какой образ?!

Или: мы изучаем хрестоматийное стихотворение Пушкина «Пророк». Но мы до сих пор не говорим детям о том, что на самом деле в нем - библейский сюжет, согласно которому Серафим явился пророку Исаю. И заученная школьником фраза «Глаголом жечь сердца людей» будет иметь искаженный смысл, если не объяснить: это Серафим выжег грехи пророку Исаю. Выходит, мы отказываемся от смысла и идеи произведения, не объясняя эти вещи детям.

Тогда зачем вообще изучать?

А «Капитанская дочка»! Ведь семья Миронова – образец именно православной семьи. А Татьяна Ларина? «Но я другому отдана и буду век ему верна»... Современные дети не понимают, смеются, почему Татьяна Ларина «такая странная», не может быть с Онегиным?! Да потому что она воспитана в православных нравственных устоях, и ей просто нельзя по-другому. И не будь этой культуры со своими законами, не было бы этого образа. Отказываться изучать все это – значит продолжать понимать классику искаженно, неполно, совсем не в том смысле, что вкладывали в свои строки и сюжеты наши великие мыслители…

А вот к рекомендации предоставлять возможность разным религиозным организациям обучать религии в школах, лицеях, училищах отношусь настороженно. Я не думаю, что надо содействовать всем религиям.

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»