Преступность на экспорт

Дальневосточного читателя трудно удивить сообщениями о криминальных выходках наших земляков в сопредельных странах, преимущественно в Японии и Южной Корее. Икра и крабы, морской еж и красная рыба - в этом бизнесе вращаются огромные деньги, большая часть которых, по оценкам как российских, так и иностранных экспертов, контролируется различными ОПГ (организованными преступными группировками). Трудно этим удивить и зарубежного читателя. И сообщения об очередных нарушениях закона и арестах россиян проходят в той же японской печати отнюдь не под рубрикой «Сенсация».

29 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1452 от 29 окт. 2003

Дальневосточного читателя трудно удивить сообщениями о криминальных выходках наших земляков в сопредельных странах, преимущественно в Японии и Южной Корее. Икра и крабы, морской еж и красная рыба - в этом бизнесе вращаются огромные деньги, большая часть которых, по оценкам как российских, так и иностранных экспертов, контролируется различными ОПГ (организованными преступными группировками). Трудно этим удивить и зарубежного читателя. И сообщения об очередных нарушениях закона и арестах россиян проходят в той же японской печати отнюдь не под рубрикой «Сенсация».

Так, не далее как в понедельник, 27 октября, одна из ведущих и наиболее авторитетных газет «Иомиури» весьма меланхолично сообщила о том, что подразделения управления безопасности на море (УБМ) Японии и японского таможенного управления по подозрению в нарушении законов «О валютном регулировании» и «О таможне» арестовали в городе Сиогама шесть человек, включая 45-летнего гражданина РФ Гитимагомеда Гитинова, постоянно проживавшего в городе Вакканай (северо-западная оконечность острова Хоккайдо) и являвшегося генеральным директором судоходной компании «Еко сенпаку». Нарушение законов выразилось в незаконном экспорте рыболовного судна в Южную Корею, что категорически запрещено японским законодательством. Как сообщает «Иомиури», все шесть подозреваемых в основном признали свою вину.

Расследование показало, продолжает японская газета, что еще 14 апреля 2001 года подозреваемый Гитинов без согласования с министерством экономики и промышленности Японии и без соответствующего таможенного разрешения экспортировал в Южную Корею траулер «Синъей-мару-63», зарегистрированный в префектуре Фукусима и официально использовавшийся для лова трески. Подразделение УБМ, которое проводит расследование, считает, однако, что судно использовалось на промысле краба. Предполагается, что сумма от незаконной сделки составила несколько сотен миллионов иен. Установлено также, что судно «Синъей-мару-63» после перерегистрации в порту Пусана летом того же года под видом российского (!!! - Ред.) судна заходило в порт Вакканай. Нынешнее местонахождение траулера, отмечает «Иомиури», неизвестно.

В принципе, ничего нового в материале наших японских коллег не прозвучало; в последние годы в сопредельном государстве регулярно возбуждаются подобные уголовные дела, и «В» рассказывал об этом своим читателям не раз. Не стоит ждать здесь от японской Фемиды и особой строгости - как правило, обвиняемые по подобным статьям отделываются штрафами, хотя и весьма крупными, и - если речь идет об иностранном гражданине (в данном случае подданном РФ) - высылкой за пределы Японии.

Что же тогда так привлекло здесь наше внимание? Ответ прост: в первую очередь личность российского арестанта.
Гитимагомед Гитинов, уроженец Дагестана, в течение ряда последних лет проходит в соответствующих разработках сахалинских спецслужб под кличкой Мага. Под этим же именем он известен в криминальном мире и в мире рыболовного бизнеса российского Дальнего Востока.

Известно о нем, впрочем, и многое другое. К примеру, то, что со второй половины 90-х Мага вместе с еще одним криминальным авторитетом Владимиром Пащенко был в числе самых приближенных людей к Якуту (Василию Наумову), который практически полностью контролировал сахалинский (и не только сахалинский) промысел морского ежа, краба, креветки и красной икры. Положение просто приближенного оказалось, однако, не для Маги. И когда ввиду многочисленных угроз Якут был вынужден переместиться с Сахалина в Японию (кстати, все в тот же Вакканай), Мага начал стремительное восхождение по иерархической лестнице. Как сообщает «Stringer», именно по его заказу 5 декабря 2002 года в Москве в подъезде дома по Старотолмачевскому переулку тремя выстрелами в голову (включая контрольный) был убит Владимир Пащенко. Примерно в это же время было совершено нападение на офис Якута в Вакканае. Киллер, ворвавшийся в помещение, расстрелял охранника, ранил двух японских сотрудниц и лишь по случайности не обнаружил самого Наумова, который успел спрятаться во встроенном стенном шкафу. Дикий случай произвел тогда довольно сильный шум в Японии.

После этого Якут решил не искушать судьбу и перебрался подальше от южного берега пролива Лаперуза - в южнокорейский порт Пусан. Расстояния, как показала практика, в таких случаях не спасают. 17 апреля 2003 года (в аккурат за полгода до нынешнего ареста Гитинова) Якут был расстрелян в подъезде своего дома в Пусане. Его ближайший на тот момент и не менее «авторитетный» сподвижник 39-летний Николай Гвозда, который шел рядом, был серьезно ранен и в тяжелом состоянии доставлен в одну из клиник. 20 апреля он пришел в себя, но давать показания отказался. Напомним, что киллер тогда талантливо замаскировался с помощью маски от атипичной пневмонии, которая весной была «в моде».

В законопослушной Корее, где частным лицам категорически запрещено иметь огнестрельное оружие, подобные вещи происходят крайне редко, и явно заказное убийство произвело шокирующее впечатление. Серьезные силы южнокорейской полиции были брошены на поимку преступника, который - как выяснилось позже - уже через час после стрельбы спокойно занимал свое пассажирское кресло в самолете, летящем по маршруту Пусан - Владивосток. Тем не менее с помощью скрытых видеокамер, которые были установлены в «убийственном» подъезде, его удалось опознать и идентифицировать как гражданина России Федора Никулина...

Именно тогда была запущена версия, что за убийством Василия Наумова (Якута) стоит некий авторитетный владивостокский бизнесмен по кличке Петрак. Знающие люди, впрочем, тогда уже сильно сомневались в реальности этой версии. Заказчик мог быть и был только один - Мага.

...Впрочем, и сам Гитинов в последнее время предпочитает не появляться на родине. Как мы отметили выше, официальный офис его официальной компании расположен в Вакканае - порту, откуда проще всего контролировать сдачу с российских траулеров рыбы и морепродуктов японским перекупщикам. Похоже, он забыл (а может, умышленно исключает) печальный опыт своего предшественника. Суд состоится в обозримом будущем, и тогда мы узнаем - остается ли Мага в Японии или будет вынужден покинуть эту страну.

Забавно другое: арестовали Магу японские силовики исключительно по своим, внутренним причинам. По информации «В», как и по информации наших японских коллег, никаких запросов от российских спецслужб относительно Гитимагомеда Гитинова в Японию не поступало...

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»