Москва нас душит

Бомбу замедленного действия под всех ипортеров автомобильного транспорта - юридических и физических лиц подложил государственный таможенный комитет. И разорвется она с приходом нового года. Приказом № 1053 начальника ГТК Михаила Ванина от 19 сентября сего года определены места декларирования транспортных средств, ввозимых на территорию России.

28 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1451 от 28 окт. 2003

Бомбу замедленного действия под всех ипортеров автомобильного транспорта - юридических и физических лиц подложил государственный таможенный комитет. И разорвется она с приходом нового года. Приказом № 1053 начальника ГТК Михаила Ванина от 19 сентября сего года определены места декларирования транспортных средств, ввозимых на территорию России.

"В целях обеспечения эффективности контроля и соблюдения таможенного законодательства определить по Дальневосточному таможенному упарвлению таможенный пост "Морской порт Восточный" Находкинской таможни". Говоря человеческим языком, Москва на всем Дальнем Востоке от Посьета до Певека и от Тынды до Южно-Сахалинска застваляет владельцев завозить машины только через поселок Врангель. Видимо в столице не отдают себе отчет о расстояниях в две-три тысячи километров на тихоокеанской окраине. И про возможнсоти наших портов и транспортнных коридоров для дальнейшего распространения автомобильного потока ничего не слышали. А жаль.

Только через Владивосток на склады временного хранения было завезено с начала года 55116 единиц колесной техники, за это федеральный бюджет получил 3 миллиарда 173 миллиона рублей, что составило 40 процентов плановых платежей крупнейшей таможни региона. С учетом транзита (в Сибирь и за Урал, в среднеазиатские и закавказские страны ближнего зарубежья) количество перемещенного через таможенную границу транспорта резко возрастает. К примеру, в третьем квартале в ОАО «ВМТП» с судов было выгружено свыше 47 тысяч машин (в порту Восточном за этот же период сняли с бортов на пирс 4,5 тысячи). Почти две трети иномарок пришлись на легковые автомобили, остальное поделили между собой грузовики, автобусы, запчасти и двигатели. Такой объем смогли принять и оформить только благодаря наличию портовых мощностей, таможенных складов, опытных сотрудников таможни и брокеров, своевременному внедрению компьютерной базы данных. Тот же порт Владивостока вложил 10 миллионов долларов США в строительство единственного в России «таможенного автомобильного поста» с 7-ярусной стоянкой под склад и местом оформления, офисами для таможни, банков, РЭО ГАИ, брокеров, операторов судов и вагонов. Сотни рабочих мест, миллионы рублей налоговых поступлений.

Ну ладно Приморье с Приамурьем. На материке хоть по плохой дороге, но можно проехать от Восточного. А что делать Сахалину, Камчатке и Чукотке? С Хоккайдо доставлять груз в Восточный, а потом отправлять все морем в Магадан или Тикси?

Зная о протяженности московской кольцевой дороги и удаленности от Садового кольца, чиновники ГТК в центре дали «добро» на декларацию в 21-й точке. «Очко» они оставили только себе. Еще четыре места выделено в Поволжье, три - на Урале, по два - на северо-западном (Калининград и Санкт-Петербург) и южном направлениях. От западной границы иномарки придется гнать (сколько из них доедет?) в Московскую область для оформления. На всем оставшемся пространстве России - от Оренбурга до мыса Дежнева автомобиль можно оформить только под Находкой.

Исключение сделано лишь для иностранных юридических и физических лиц, имеющих право льготы, и россиян, завозящих транспортные средства для собственного пользования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности. Это менее одного процента от общего объема.

Что же попадает под действие приказа? В документе сказано о товарных позициях 8702 и 8703. В первом случае речь идет о транспортных средствах для перевозки 10 и более человек, включая водителя (проще говоря, это автобусы). Вторая позиция охватывает почти все автомобили - от обычных легковых седанов до гоночных машин и от джипов до фургонов. В этот перечень не попали лишь грузовики, специальная техника (пожарные, скорые, снегоуборочные и т. д.), тракторы и мотоциклы.

Журналист «В» пообщался с рядовыми сотрудниками и руководителями служб Дальневосточного таможенного управления. Они рассказали, что узнали об этом решении Москвы уже после появления и удивлены не меньше. Никто с ними заранее не советовался, не спрашивал, а выдали сразу готовый вариант. По их мнению, скорее всего это техническая ошибка, которая выяснится и будет исправлена. Дело в том, что весь автомобильный транспорт по позициям 8702 и 8703 моложе трех лет уже оформляется по этому правилу. То есть в нашем регионе через таможенный пост в порту Восточном. Видимо, в недавнем решении ГТК речь идет именно о новых иномарках, но забыли сделать оговорку. На всякий случай в аппарате ДВТУ подготовили письмо на имя начальника ГТК. В нем конкретизируются все неудобства для сотрудников данного поста Находкинской таможни, для многочисленных импортеров автомобильного транспорта, для жителей поселка Врангель, для всех автомобилистов, которые пользуются дорогами в юго-восточном Приморье. Подобные письма собираются отправить в Москву и таможни Владивостока, Ванино, Хасана, Сахалина, Магадана и Камчатки.

При этом местные таможенники предполагают и другую причину столь странного отношения ГТК к Дальнему Востоку. Есть точка зрения, что москвичи планируют пост в порту Восточном за счет перевалки машин перевести в таможню высшей категории. Стало быть, начальнику будут присваивать звание генерал-майора. Столичные полковники будут приезжать в Приморье на год-другой и возвращаться домой «в золотых эполетах».

Но скорее всего такое решение продиктовано очередным нажимом отечественного автопромышленного лобби. Они уже и так взвинтили таможенные пошлины на новые и подержанные иномарки. Следовать далее по этому пути для владельцев заводов «ВАЗ», «ГАЗ», «УАЗ», «Иж» и «Москвич» вместе с высокопоставленными чиновниками правительства опасно. Родное население и без того кроет матом все наши «Жигули» с «Волгами» за низкое качество автомобилей и высокие цены за «металлолом на колесах». Да и Всемирная торговая организация осуждает такую позицию. Теперь новый финт. Настораживает другое. Решение принято накануне выборов в Государственную думу, а начнет действовать накануне выборов президента России. Стало быть, несколько миллионов человек в знак протеста проголосуют «против» правых и центристских партий, «против» Владимира Путина. Это уже политический удар по действующей власти в стране.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»