Заметки с выставки

На прошлой неделе в Хабаровске открылась зональная выставка «Дальний Восток-2003». Художники всего Дальнего Востока привезли в Хабаровск более 700 работ... Но репортаж с церемонии открытия займет не самую большую часть этой публикации. Уместнее, думается, поразмышлять о месте и необходимости творческих организаций сегодня.

24 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1450 от 24 окт. 2003

На прошлой неделе в Хабаровске открылась зональная выставка «Дальний Восток-2003». Художники всего Дальнего Востока привезли в Хабаровск более 700 работ... Но репортаж с церемонии открытия займет не самую большую часть этой публикации. Уместнее, думается, поразмышлять о месте и  необходимости творческих организаций сегодня.

Разговор начался в поезде. Попутчики – Наталья Левданская, руководитель Приморского территориального управления по сохранению культурных ценностей, Людмила Убираева, председатель Приморского союза художников, Александр Городний, директор галереи «Артэтаж-ДВГТУ», командированный университетом.

Понятно, говорили о художниках. Зональные выставки, которые с огромное помпой проводились в советское время, после перестройки стали практически незаметными. Есть в этом своя грустная логика: раньше выставки являлись не только творческим отчетом для художника, но и поводом к критическому анализу развития отрасли (именно отрасли, поскольку живописцы, скульпторы, прикладники обязательно выполняли социальный заказ), местом государственной закупки предметов искусства для музеев. Сегодня – это прежде всего «отпуск за свой счет», на который предоставленный сам себе художник не всегда может наскрести копейку.

Союз художников, как и любая другая творческая организация, по большому счету интересен и нужен сегодня только самому себе. А если порой (как в случае с писательской организацией Владивостока) и становится предметом забот властей предержащих, то это скорее  лишь повод последних заявить миру о себе, хороших. Впрочем, даже сегодня не везде ситуация одинакова.

Но вернемся в «Галерею Федотова» на Карла Маркса, 47, которая, собственно, и является выставочным залом Хабаровского союза художников. Гости шли прямо с поезда, не спеша устроиться в гостиницу или бросить сумки у знакомых, чтобы в пустых залах без суеты посмотреть живопись Дальнего Востока последних четырех лет  (зональная выставка организуется раз в четыре года). Сильны и интересны приморцы (свои работы представили более 40 художников), хабаровчане. Особняком – северяне: магаданцы, якутяне отличаются почерком, особыми красками – сдержанными, но точными. Представлены были все территории Дальнего Востока, и Улан-Удэ, и Чита - которые не входят в ДВФО, но традиционно приезжают в Хабаровск. Из Дома художника стремительно шли в Хабаровский художественный музей и Музей ДВО, где разместились графика и прикладное искусство. Общее впечатление: во-первых, неудачно выстроенная экспозиция (работы художников различных краев и областей расположили вперемешку, что мешало целостности картины общего состояния искусства данной территории), во-вторых, малочисленность молодых, в-третьих, отсутствие безусловных шедевров. Главной картиной живописной экспозиции большинством присутствующих была признана работа Виталия Дроздова из Хабаровска «Прощание славянки» (на снимке) - в общем, не за профессионализм, а за тему: проезжая часть бесповоротно разделила тех, кто едет в блестящих джипах, и тех, кто торгует на обочине всякой всячиной. На первом плане – вчерашний герой играет на баяне марш… Впрочем, сюжетно-тематическая живопись сегодня в загоне – с сюжетами сложно. В основном были представлены жанры – портрет, пейзаж, натюрморт. То же - в графике.

Складывалось ощущение некоей растерянности, межвременья. И не только у зрителей, но и у авторов работ. К слову, они встречались, узнавали друг друга, тут же на месте засыпали градом вопросов, вместе смотрели экспозицию, с чем-то не соглашались, что-то отмечали… Художники разных регионов, к сожалению, сегодня собираются нечасто. Среди прочих тем в разговоре, конечно, звучала одна из самых болезненных – кому все это нужно? И не только в кулуарах: доклад профессора из Владивостока Виталия Кандыбы, прозвучавший на конференции, приуроченной к зональной выставке, был посвящен состоянию современного искусства и условиям его бытования и развития сегодня.

Удивительно, но за последние 10 лет ситуация трансформировалась до неузнаваемости. Еще недавно люди творчества не уставали сетовать на то, что государству до них нет дела, что в цивилизованных странах уже давно осознаны необходимость и образовательная роль серьезной культуры, соответственно выработаны механизмы поддержки. Сегодня почти ничего не изменилось, но сетований стало меньше, художники сами ищут пути, жить-то надо. И по отдельности, и творческим союзом.

Людмила Козлова, заместитель по науке директора Хабаровского художественного музея, лишена пессимизма:
- Место художника в обществе не обсуждается, это данность. С творческими союзами немного сложнее. Нет никакого смысла цепляться за прошлое, вспоминая советский период. Вспомните, творческие объединения существовали с незапамятных времен. На первом месте была общая задача. Сегодня это творческий обмен и продвижение работ в социум с учетом механизмов рынка, вот тут надо объединяться.

Конечно, если при этом еще и власть понимает, что не все может иметь буквальную материальную отдачу, поддерживает творчество – общество в целом значительно выигрывает. Возьмите ту же Германию, там художника поддерживает муниципалитет, понимая: денег он для города не заработает, но принесет славу…   

Мы не Германия. Но примеры современного подхода к делу есть и в Дальневосточном округе. Об этом говорит председатель Магаданского союза художников Константин Кузьминых (в галерее «Арка» до конца октября демонстрируется выставка с его участием «Диалоги о вечном»):

- Наш союз, безусловно, поддерживает мэрия: в безвозмездное пользование нам передано помещение под галерею современного искусства площадью 225 кв. метров. Художники не оплачивают аренду мастерских. Недавно вышел альбом, посвященный магаданскому искусству (прекрасно изданная, с качественными фотоиллюстрациями книга с искусствоведческим комментарием, 300 страниц. – Прим. авт.). Тоже при поддержке властей. В чем секрет? В людях…  Стремление к сотрудничеству всегда было обоюдным. К примеру, нас попросили сделать выставку к 50-летию Магаданской области в маленьком пос. Тауйске. Мы везем работы, делаем профессиональную экспозицию… Объявлен конкурс на установку памятника: мы – союз художников - первыми будем участвовать в нем.

Соответственно, конкурс пройдет на профессиональном уровне. Я уверен, творческая организация может и должна быть нужной сегодня. А власть, в свою очередь, поможет решить социальные и финансовые вопросы.

Ему вторит председатель Амурского союза художников Вадим Кондратьев. Возглавивший практически умершую организацию два года назад, он сумел возродить ее из руин.

- Сегодня это настоящий творческий цех, куда обращаются с заказами, - говорит Вадим. – Установленных местной властью льгот у нас нет, но мы договариваемся в каждом конкретном случае. За последний год провели несколько выставок, четыре из них международные. Сейчас готовим альбом «Все художники Амурской области». Это уже при поддержке властей. К слову, на открытие выставки из нашей области приехали девять художников! Поездку полностью нам  профинансировали.

В Хабаровске краевая власть выделила деньги творческому союзу на ремонт, художникам муниципалитет предоставил льготы по аренде мастерских и коммунальным платежам.

К слову, на открытие выставки, посвященной 65-летию Хабаровского края, пришли первый заместитель полпреда в ДВФО Геннадий Апанасенко, министр культуры края Валерий Журомский и др. Увы, Владивосток в этом отношении не на высоте. Художники, неоднократно обращавшиеся в думу города, лишившую их льгот, с просьбой пересмотреть решение, махнули рукой. Некоторые отказались от мастерских, многие пишут только на продажу.  Для выставки в союзе художников Приморья по тому же поводу (65 лет края) не нашлось денег даже на буклет. 

Диалог с официальной властью сегодня важен, как никогда, поскольку, уцелев в перестроечных бурях, увы, творческие люди оказались уязвимыми. Об этом корреспонденту «В» говорил Валентин Сидоров, председатель Союза художников России, специально приехавший в Хабаровск:

- Физическое существование сегодня - предмет обсуждения практически во всех регионах России. Дело в том, что в стране не принят закон о творческих организациях. Их 12, и ни одна не имеет статуса некоммерческой. А значит, все должны полной мерой платить за аренду помещений, коммунальные услуги и электроэнергию. Закон готов и уже прошел два чтения еще при президенте Ельцине, но был отложен. Сегодня мы намерены вновь подать его на рассмотрение правительства. Поддержка власти в самых разных проявлениях – предоставление заказов, льгот, спонсорство выставок – очень нужна. Дальновидная власть это понимает, мэр Москвы Лужков недавно подписал распоряжение о безвозмездной аренде мастерских сроком на 25 лет. Аналогичные решения приняты в Вологде, Ярославле, Иркутске, других городах. А где-то в борьбе за собственность, наоборот, стремятся отнять помещение.  Но не только об этом речь: во все времена художники не просто украшали жизнь, они являлись своеобразными летописцами. Картины оставались в музее, со временем становясь визуальной иллюстрацией истории. Увы, последние 10 лет как исторический пласт выпали, в музеях практически нет купленных в этот период работ. Мы стремимся восстановить связь времен: до осени следующего года зональные выставки пройдут во всех регионах, после организуем общероссийскую.

…Не случайно здесь так часто звучала фраза «умная власть». Вряд ли в чиновничьих кабинетах теоретизируют о судьбах искусства. Да и не нужно. Важнее стратегия. В том же Приморье союз художников насчитывает чуть больше 100 человек. Вряд ли сильно обогатится муниципальный бюджет за счет этих ста. Если же их не будет - родятся Шариковы.

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»