Ваш сын призывник? Изучите законы

Осенью военкоматы страны переходят в состояние повышенной организационной деятельности. От них зависит, в каком количестве и какого физического и морального качества встанут под ружье новоиспеченные солдаты. Известно, что положение в армейской среде сложное, если не сказать больше.

22 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1448 от 22 окт. 2003

Осенью военкоматы страны переходят в состояние повышенной организационной деятельности. От них зависит, в каком количестве и какого физического и морального качества встанут под ружье новоиспеченные солдаты. Известно, что положение в армейской среде  сложное, если не сказать больше.

В свою очередь общество, озабоченное положением дел в воинских подразделениях, предпринимает защитные меры, одной из которых стало создание комитетов солдатских матерей.

В Дальнереченске его возглавляет Валентина ФЕДОРЕНКО. Она занятой человек, руководит аптечной сетью города, тем не менее  всегда находит время активно вмешаться, если возникают типичные армейские проблемы – проявление дедовщины, побеги из воинских частей, нарушения в процедуре призыва и в другие противозаконные ситуации.

- Валентина  Ивановна,  комитеты  солдатских матерей  существуют  уже  не один год. Они стали довольно влиятельной силой. В связи с этим, на ваш взгляд, как изменились внутриармейские отношения и какую роль в этом играют комитеты?

- Думаю, что нам не надо обольщаться на счет роли комитетов в преобразовании армии. Мы реагируем чаще всего на конкретные негативные проявления. А то, в каком состоянии сегодня пребывают вооруженные силы, должно устраниться с помощью реформ, которые неизбежны и о которых очень долго и много говорят политики и военные. Это не значит, что мы не понимаем значения реформ и стоим в стороне от этой проблемы. В начале сентября во Владивостоке прошла Дальневосточная конференция комитетов солдатских матерей, и тема ее была соответствующей: “Защита прав военнослужащих как основа военной реформы в армии”. Было направлено обращение к президенту Путину и 21 предложение о необходимых изменениях в вооруженных силах страны.

- Назовите основные болевые точки армейского организма, с чем вы сталкиваетесь, когда рассматриваете те или иные жалобы?

- Прежде всего это неуставные отношения и побеги. По данным московского комитета, ежедневно по всей России в бегах находятся около 300 военнослужащих. Они вынуждены скрываться от побоев и издевательств. Бегут не только молодые солдаты, но и старослужащие. Из Хабаровска по шпалам в Дальнереченск пришел Евгений Б., ему оставалось два месяца до демобилизации. В подразделении, где он служил, “власть” захватили кавказцы. Всех не своих избивали и требовали денег. Он убежал, а другой солдат из этого подразделения покончил жизнь самоубийством. Приезжал из части офицер, умолял вернуть Евгения для завершения службы. Так  службу солдат заканчивал у командира части на даче.  Это говорит  о том, что офицеры не могут справиться с ситуацией.

- Не считаете ли вы, что кроме объективных причин неблагополучного положения дел в армейской среде существуют и субъективные, т. е. человеческий фактор здесь тоже не на последнем месте?

- Несомненно. Приведу пример. От последствий дедовщины в мотострелковой части села Сергеевка  пострадал наш дальнереченский парень. Ему раздробили стопу, побили ребра. Он убежал, конечно же, домой. Здесь мы сделали медицинское заключение о побоях, подготовили документы, и мать  определила сына в одну из воинских частей Дальнереченска. Притом от комитета  она отдалилась, сказала, что мы общественная организация и влияние наше малое. Но когда через некоторое время сына приехали арестовывать как дезертира, она спохватилась, стала умолять помочь.

Оказывается, командир части, где стал служить сын, не удосужился оформить документы, и солдат как бы потерялся. Хорошо, что в  Лесозаводской военной прокуратуре, которой подконтрольна данная территория, неформально, с пониманием отнеслись к ходатайствам комитета, привели все в норму.

А произошло все это не случайно. У командира, куда определили бойца, в подразделении происходили подобные же вещи. Кстати, в его части служат всего 19 человек. Неужели нельзя навести порядок в таком мизерном коллективе? Здесь тоже систематически издевались над пареньком из Чувашии. У него руки от побоев атрофировались. Когда я с ним встретилась, он боялся говорить, только слезы текли из глаз. Мы добились направления его в госпиталь для лечения рук, а там  его определили в отделение психически больных. Может, он от такой “службы” тронулся рассудком? Или его призвали таким? Это все не праздные вопросы. Родители от горя умирают, когда узнают, что их сын погиб в армии от издевательств.

- Вполне вероятно, что в армию призвали больного парня. Военкоматы в этом отношении нередко “шалят”. В погоне за процентом “гребут” и таких, которым армия по медицинским показаниям совершенно противопоказана.

- Примеров достаточно. На конференции приводился вообще анекдотичный случай. Был призван одноногий парень.
Из личных дел порой исчезают выписки из амбулаторных карт, и призывник как бы становится здоровым. Таким методом владивостокский военкомат призвал в армию 25-летнего дальнереченца (он только-только окончил вуз), страдающего болезнью Рейно – это артроз конечностей. Четыре месяца мы вели переписку с госпиталем, чтобы его комиссовали. Сейчас он уже дома, но служба не прошла бесследно. У него все обострилось до такой степени, что он стал нетрудоспособным. Но оформить инвалидность – это еще одна проблема. Ответственность за нее никто на себя брать не хочет.

Кому  такое  нужно? Человека призвали в армию только для того, чтобы соблюсти количественные показатели.
Из-за небрежности  медицинской комиссии (Дальнереченский военкомат) - врачи неточно записали диагноз заболевания сердца - в армию призван парень из села Соловьевка. Его увезли в Московскую область, а климат там ему противопоказан. У него возникли обострения. Мы смогли добиться только лишь его перевода в Приморье.
Но что еще удивляет: я пыталась встретиться с председателем медицинской комиссии, выяснить с ним все обстоятельства этой ошибки, но он не нашел для этого времени.

- Из всего вами сказанного возникает вполне закономерный вопрос: как, какими мерами ликвидировать, свести к  минимуму  подобную  практику?

- В широком смысле – нужна реформа армии.  Но многих неприятностей можно избежать, не дожидаясь ее. Родителям и призывникам нужно знать свои права, законы, регулирующие призыв и службу в вооруженных силах. Их три: закон об охране здоровья граждан, Семейный кодекс и закон о воинской обязанности. Конечно, рядовым гражданам, далеким от юридических тонкостей, сложно даже найти эти документы, не  то что разобраться в них. Поэтому мы создали в городе на базе  городской библиотеки, школы № 6 и центральной аптеки ООО “ВИФ”  консультационные пункты, куда могут прийти как призывники, так и их родители, и выяснить все интересующие их вопросы.

Сплошь идет призыв в армию ребят, у которых один родитель. Если кто-то сомневается в результатах медицинской комиссии, то он вправе выбрать любое другое учреждение здравоохранения, имеющее лицензию, чтобы провести альтернативную комиссию. Надо помнить, что в армию призвать легко, а вот забрать оттуда человека сложно, хоть и будут для этого юридические и медицинские основания.

Чтобы исключить нарушения в период прохождения призывной комиссии, наш комитет принял решение направлять своего представителя для участия в ее работе. Если у кого-то возникнут какие-то вопросы, проблемы, можно обращаться к нашему представителю и получить у него необходимую консультацию.

Автор: Владимир ГОРБАЧЕВ, специально для «В»