«Зина Портнова» стала монголкой

Нынешней осенью активизировалась работа Дальневосточной региональной организации Российского профессионального союза моряков, направленная против так называемого удобного флага. «Активничать» сама жизнь заставляет. Судовладельческие компании, распадаясь на более мелкие, все чаще переводят свои суда под флаги Кипра, Мальты, Либерии, Панамы, Камбоджи, Багамских и Вирджинских островов и других корабельных офф-шоров. Это позволяет многим судовладельцам уйти от российских налогов, нанимая при этом дешевую рабочую силу.

22 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1448 от 22 окт. 2003

Нынешней осенью активизировалась работа Дальневосточной региональной организации Российского профессионального союза моряков, направленная против так называемого удобного флага. «Активничать» сама жизнь заставляет. Судовладельческие компании, распадаясь на более мелкие, все чаще переводят свои суда под флаги Кипра, Мальты, Либерии, Панамы, Камбоджи, Багамских и Вирджинских островов и других корабельных офф-шоров. Это позволяет многим судовладельцам уйти от российских налогов, нанимая при этом дешевую рабочую силу.

Морякам, собранным на такие суда, отказано в основных правах и социальных гарантиях, не соблюдаются даже минимальные нормы, положенные наемному рабочему.

Доходит до абсурда. Не так давно российские суда под свое якобы покровительство стало регистрировать такое чисто сухопутное государство, как Монголия. Впору перевести в новое географическое русло старую анекдотическую поговорку «Подводная лодка в степях Украины». Кстати, первыми «монголами» среди россиян стали находкинцы, которые перевели под флаг степняков три судна. Одной из первых национальность сменила «Зина Портнова», которая до этого уже носила камбоджийский флаг. Знала бы героическая пионерка, какая судьба будет уготована человеко-пароходу, утопилась бы, наверное.

Основная задача Международной федерации транспортников – вернуть судно под национальный флаг, оказать помощь и поддержку морякам. Федерация объединяет свыше 530 профсоюзов в 135 странах, в том числе и Российский профсоюз моряков в Находке. Родные для членов экипажа страны мало что могут сделать для защиты моряков, поскольку на борту зачастую действуют правила, принятые в стране регистрации. Погнавшись за не таким уж большим долларом, россияне зачастую становятся бесправными рабами.

ЯПОНСКИЙ ФАКТОР

Пока же РПСМ пытается договориться со своими коллегами из других стран, чтобы они помогли обеспечить нашим землякам достойные условия работы. На днях в Находке побывал президент всеяпонского профсоюза моряков г-н Сакае Идемото (Sakae Idemoto). Для встречи с ним из Москвы прибыл председатель РПСМ Игорь Павлов. Они подписали соглашение, заложив основу более тесного сотрудничества. Дело в том, что на сегодняшний день у японских судовладельцев насчитывается более двух тысяч судов. Однако японцы на них почти не работают, привлекая более дешевую иностранную рабочую силу, в том числе и из России. Русский мужик везде трудиться привык. Обычно японский профсоюз подписывает трехсторонний договор со страной – поставщиком рабочей силы и японским судовладельцем. Но россияне как-то из этой схемы выпадали – государство не интересуют «отщепенцы».

Теперь договорились, что РПСМ станет одним из участников подписания трехстороннего договора об условиях работы российских моряков на судах под флагом Страны восходящего солнца. А это уже реальная совместная работа.

Заодно вместе с гостями ударились в воспоминания о том, какая старая дружба связывает мореплавателей двух стран. Директор международного клуба моряков Владимир Бурнасов припомнил, что первыми иностранными судами, пришедшими еще в 1957 году в единственный тогда открытый порт Находка, были шесть японских шхун. А через год их было уже 55.

КАК НЕ ПРОПАСТЬ ПОД "УДОБНЫМ" ФЛАГОМ?

Накануне Дальневосточная региональная организация РПСМ приняла участие в недельной акции борьбы с «удобным» флагом. Профсоюзные деятели посещали суда, стоящие в порту Находка, и вели разъяснительную работу, рассказывали о деятельности своей организации, объясняли морякам, какие неприятности могут возникнуть у них, если продолжать работать под чужим флагом. Выпустили даже памятку моряку «Как не пропасть под «удобным» флагом?». В ней 10 первоочередных советов для моряков.

Кроме того, РПСМ собрал в международном морском клубе для разговора представителей всех заинтересованных организаций: судовладельцев, профсоюза докеров, морских администраций портов, администрации города, иммиграционной службы и других.

По словам вице-президента Международной федерации ассоциаций морских капитанов Петра Осичанского, в результате экономических реформ больше всего пострадала рыбная отрасль. Именно у мелких судоходных компаний наблюдается огромное количество нарушений. Только за прошлый год обманутым рыбакам, которые обратились за помощью в профсоюз, через судебные разбирательства было возвращено 650 тысяч долларов США.

Вот еще пример деятельности РПСМ. В нынешнем году он в интересах 63 членов экипажа плавконсервзавода «Советское Заполярье» обратился в Находкинский городской суд с иском к ЗАО «Сахалинская рыбопромышленная компания», которому принадлежит судно, чтобы взыскать невыплаченную заработную плату, компенсацию за неиспользованный отпуск, оплату отгулов и компенсацию морального вреда на общую сумму 8587319 рублей. Судья Борис Маношкин вынес решение наложить арест на ПКЗ «Советское Заполярье». Борьба продолжается. И хотя этот случай не имеет отношение к «удобному» флагу, профсоюз продемонстрировал, насколько весомым может быть его слово.

Впрочем, дело движется очень туго. По данным РПСМ, судовладельцы России, поднявшие «удобный» флаг, тратят на налоги 11 процентов прибыли, а под российским – 62 процента. А это приводит к тому, что россияне перевозят не более 6 процентов внешнеторговых грузов собственной страны.

Если ситуацию не изменить, весь агитпроп будет пустыми словами. Понимая губительность чужого флага, в министерстве транспорта разработаны и 1 августа переданы в правительство проекты документов «О российском международном реестре судов». Видно, большие оптимисты их составляли. Предполагаются поправки в Налоговый кодекс, законы о валютном регулировании и таможенном тарифе.

Только скоро сказка сказывается, да не скоро бумажки подписываются…

Автор: Виталий ТУЗЮК, «Владивосток»