Откуда есть пошла земля приморская?

Сложный, извилистый путь прошла наша малая родина, прежде чем обрести сегодняшние очертания. Едва ли в России найдется еще один такой субъект, который претерпел бы столько административно-территориальных пертурбаций.

17 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1446 от 17 окт. 2003

Сложный, извилистый путь прошла наша малая родина, прежде чем обрести сегодняшние очертания. Едва ли в России найдется еще один такой субъект, который претерпел бы столько административно-территориальных пертурбаций.

Начнем с того, что сам термин применительно к дальневосточной окраине появился за несколько лет до того, как на нынешние земли пришли, выражаясь по Ельцину, россияне.

Еще в 1856 году из территорий, находившихся к северу от современного Приморья, была образована область, получившая название Приморская. Она была включена в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства со столицей в Иркутске.

В 1860 году был подписан Пекинский трактат, окончательно закрепивший права России на южно-уссурийские земли, которые и вошли в состав Приморской области.

В 1884 году царским правительством принимается решение отпочковать Тихоокеанское побережье от Восточной Сибири и на его основе образовать Приамурское генерал-губернаторство с губернским центром в Хабаровске. Создание этого субъекта, как писал современник,

«диктовалось усиливающейся опасностью иностранной интервенции, поэтому и возникла необходимость царскому правительству иметь более крепкое административно-территориальное управление…». Правильные слова. Но как часто потом они забывались!

В 1890 г. резиденция генерал-губернатора и областное управление переносятся из Хабаровска во Владивосток, который уже почти два десятилетия (после перевода в 1871 году Сибирской флотилии из Николаевска-на-Амуре) являлся подлинным форпостом России на Тихом океане. В принципе это был сегодняшний субъект, наделенный соответствующими полномочиями. Его бы совершенствовать да улучшать. Но

Явился гегемон, и пошла, как говорится, писать губерния. Новые федеральные лидеры особо не жаловали окраину. Даже не прочь были за ее счет решить вопросы политической конъюнктуры. То Ленин собирался уступить Камчатку, то Сталину подсовывали проект продажи Сахалина Японии за миллиард долларов. Забегая вперед, заметим, что Иосиф Виссарионович сумел разобраться, сколь богат и перспективен Дальневосточный регион. Но это будет потом. А пока

В течение нескольких лет земли у Тихого океана оказались, по большому счету, без надлежащего присмотра. Это нашло яркое выражение в административно-территориальной чересполосице, буквально сотрясавшей многострадальный край. Местные карты перекраивались по нескольку раз.

Сначала, в 1923 г., была образована Дальневосточная область, в которую на правах субъектов вошли вновь созданные губернии, в том числе и Приморская. Спустя три года региональное устройство вновь было пересмотрено и возник Дальневосточный край (с округами, в т. ч. Владивостокским, и районами).

В начале 30-х годов центр решил вернуться к областному делению, но не прежнему образца 1923 г., а несколько модернизированному. В составе Дальневосточного края создавались области, образованные на основе укрупнения прежних округов. В результате на территории Приморья образовались две мини-области: в 1932 году

– Приморская и в 1934-м – Уссурийская.

Окончательно все точки над

«i» были расставлены после известных событий летом 1938 года у озера Хасан. Сложное международное положение настоятельно требовало, чтобы Приморье, невольно оказавшееся у эпицентра одной из самых горячих точек тех лет, получило максимально высокий статус с прямым выходом на центр. Так появился на свет исторический Указ Президиума Верховного Совета СССР о преобразовании Дальневосточного края в два новых – Хабаровский и Приморский.

Жизнь показала, что это решение было наиболее разумным и оптимальным. Жаль только, что к осознанию очевидной истины пришлось идти без малого два десятилетия

Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ, «Владивосток»