Что стоим. Кого ждем?!

14 октября Государственная дума РФ в первом чтении проголосовала за перенос на год срока введения в действие закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (ОСАГО) до 1 июля 2004 г.

16 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1445 от 16 окт. 2003

14 октября Государственная дума РФ в первом чтении проголосовала за перенос на год срока введения в действие закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (ОСАГО) до 1 июля 2004 г.

Всего дума рассматривала пакет из 15 законов, касающихся обязательного автострахования. В итоге большее число голосов набрал законопроект, внесенный в Госдуму депутатами Райковым и Гальченко, за его принятие проголосовали 249 депутатов при необходимых 226 голосах.

Согласно законопроекту предлагается перенести срок введения в действие закона об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств на один год (с 1 июля 2003 г. до 1 июля 2004 г.), чтобы “страховые компании и автовладельцы смогли лучше подготовиться к нововведению”, - считают разработчики документа.

Вызванный решением парламентариев ажиотаж тут же породил самые разнообразные слухи – вплоть до того, что страховые компании будут возвращать деньги уже оплатившим полисы ОСАГО автолюбителям. Тем не менее и видные столичные специалисты в области законодательства, и сотрудники страховых компаний Приморья считают, что даже если Госдума примет закон во втором и третьем чтении, реально до 1 января он введен не будет, так как этому составу думы осталось работать всего месяц. Кроме того, законопроект должен еще получить одобрение Совета Федерации и президента России Владимира Путина.

Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, выступая на этом заседании думы, заявил, что правительство выступает категорически против принятия законопроектов, отменяющих автострахование. Замминистра считает, что предложения об отмене ОСАГО или переносе его срока введения в действие выглядит необоснованным. По его данным, на середину октября уже застраховались около пяти миллионов автовладельцев (примерно 10 проц. от общего числа). Шаталов сообщил, что итоги первого полугодия действия закона позволят внимательно посмотреть на обоснованность тарифных ставок и, возможно, что правительство в январе 2004 года примет решение об их уменьшении.

Заместитель генерального директора приморской страховой компании “ДальАКФЕС” Дмитрий Варламов считает, что депутаты Госдумы пошли по самому простому для них и бессмысленному для всех пути. Мотивация авторов принятого законопроекта непонятна – ведь страховые компании готовы и вовсю автогражданкой занимаются.

Сложности у некоторых страховщиков если и были, то только поначалу. Сейчас на выписку полиса уходит 15 минут и никаких очередей нет, но, как говорит Варламов, вся эта непонятная шумиха вокруг переноса сроков начала действия ОСАГО приведет к тому, что автолюбители России, получившие фальшивую надежду на отсрочку платежей, оформлением ответственности займутся только в декабре, что приведет к огромным очередям. Кроме всего страховые компании уже набрали сотрудников - именно для работы с автогражданкой - и перенос сроков действия закона на год заставит компании увольнять обученный персонал, по всей стране тысячи человек потеряют работу. Именно поэтому Дмитрий Варламов уверен, что принятие в первом чтении подобных поправок делает только одно - нарушает планы страховщиков.

Заместитель директора Дальневосточного филиала ООО “Росгосстрах” Юрий Цымляков также считает невозможным, что этот законопроект “проскочит” через второе и третье чтения и будет одобрен Советом Федерации и президентом. В противном случае с возвратом денег за уже оплаченные полисы и выплаты по авариям возникнут такие громадные проблемы, что депутатам уже новой думы придется тут же идти на попятную.

Справка "В"

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев вступил в силу 1 июля этого года. Сейчас базовый тариф для физических лиц составляет 1980 рублей. Пока полис необходим только для прохождения техосмотра и регистрации автомобиля в ГАИ. Однако с 1 января 2004 года за отсутствие полиса госавтоинспекция будет штрафовать на 800 рублей.

Автор: Андрей ГОРЯЙНОВ, Андрей САКУН, «Владивосток»