Механик кино видит мир в лучах проектора

О, кино! Если б не было тебя, как скучна и однообразна была бы жизнь! Искусство развлечения сегодня воплотилось в сверкающих солнцем стеклянных зданиях современных кинотеатров. Люди толпами идут туда за новыми впечатлениями от происходящего на экране зрелища, за окутывающей темнотой зала, мягкостью удобных кресел.

10 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1442 от 10 окт. 2003

О, кино! Если б не было тебя, как скучна и однообразна была бы жизнь! Искусство развлечения сегодня воплотилось в сверкающих солнцем стеклянных зданиях современных кинотеатров. Люди толпами идут туда за новыми впечатлениями от происходящего на экране зрелища, за окутывающей темнотой зала, мягкостью удобных кресел.

Кино еще слишком молодо, чтобы подвергаться глобальным изменениям. Зрители так же открывают рты и невольно подаются назад при виде летящих навстречу автомобилей

“Двойного форсажа”, как и сто лет назад замирали перед движущимся с экрана паровозом. Тратя миллионы денежных знаков и сил, продюсеры, режиссеры, актеры создают шедевры увлекательнее книг. И только во власти одного человека сделать так, чтобы фильм появился-таки на экране в прямом смысле слова. Этот человек – киномеханик, невидимый, но необходимый для жизни любого кассового произведения кинематографии, которое без него осуждено на забытье.

Киномеханик кинотеатра

“Океан” Нина Тиличенко начала работать в 1972 году. В индустрию кино она попала благодаря страстным уговорам как в воду глядевшей подруги. Да и высокая зарплата сыграла свою роль. Семейные обстоятельства требовали немалых средств. С тех пор она ни разу не пожалела о своем выборе. Менялись оборудование, руководство кинотеатра, а Нина Петровна все крутила и крутила фильмы. Крутит и поныне.

Рабочий день киномеханика Тиличенко начинается в девять часов утра. Зайдя в просторную аппаратную, она первым делом проверяет работу оборудования

– прогоняет и чистит два больших проектора, содержащие мощный источник света. Один из них носит название “Виктория-8”. Это самая последняя модель итальянской работы. Приложением к машине размером с человеческий рост служит бесперемоточное устройство для непрерывного показа, похожее на увеличенную во много раз катушку для ниток, только с тремя плоскостями. На него наматывается пленка в 35 миллиметров, такая же, как и много лет назад. Единственное отличие – это тоненькая звуковая дорожка, воздействовать на которую можно только лазером. Так устроена цифровая система Dolby, использующаяся сегодня повсеместно.

Но прежде чем пленка будет по очереди ровно ложиться то на один, то на другой диски катушки, ее нужно склеить. Ведь к киномеханику она попадает в виде отдельных частей, старательно упакованных в круглые блестящие коробки. Таких коробок может быть пять, а может и целых девять. Склеить пленку можно с помощью небольшого пресса и обычной липкой ленты на специальном приспособлении с двумя бобинами. Этот процесс весьма сложен и требует аккуратности во избежание малейших пробелов и неровностей, которые очень хорошо будут видны на экране.

Первый сеанс обычно начинается в десять часов. Ему и всем последующим предшествует показ рекламных роликов, для которого и нужен второй проектор. На его небольших катушках крутится пленка, склеенная из множества частей. Он был собран из нескольких старых проекторов специально для подобных нужд. Нажатием кнопки на имеющемся в аппаратной пульте можно дать в зал музыку или объявление о начале сеанса. А во власти других кнопок, что рядом с проекторами, свет и занавес для культурных мероприятий. У киномеханика много обязанностей.

Порхая по аппаратной, там включить вентиляцию для охлаждения мощной лампы, здесь отрегулировать звук. Нина Петровна всегда должна помнить о самом главном моменте

– начале фильма, резкий переход к которому не должен быть заметен зрителю. И вот кнопка на проекторе нажата, можно перевести дух. Пока зрители, погруженные в созерцание зрелища, наслаждаются сеансом, Нина Петровна остается начеку. Ведь может и пленка порваться, и свет отключиться. На этот случай всегда припасена запись милого и вежливого женского голоса, произносящего извинения и объяснения причин неполадок. Кнопку на пульте для его включения нужно нажать моментально. Зрители уже не станут кричать “Механика на мыло!”, если, конечно, это цивилизованные зрители. В случае отключения света начинает работу собственный генератор кинотеатра, и сеанс продолжается. Раньше генератора не было, и зрители, сидя в темноте, как-то невесело обсуждали фильм, кинотеатр и всех на свете. Раньше вообще было по-другому.

На прошедшем кинофестивале за день демонстрировалось сразу по три ленты. Нине Петровне приходилось расклеивать фильм после показа. И во время демонстрации следующего склеивать снова. Еще не так давно прокатные конторы закупали киноленты с монозвуком и потом распределяли их по государственной киносети. Теперь частные кинокомплексы сами поставляют себе стереофильмы из Москвы.

За рабочий день киномеханик крутит в среднем шесть-семь фильмов. На рабочем месте нужно оставаться допоздна, ведь последний сеанс обычно заканчивается часа в три ночи. Потом следуют два выходных дня, а на третий - снова в аппаратную. С новыми силами и большой радостью. После того как многострадальный фильм уже отслужил свое, его снова разрывают на части и накручивают на специальные бобины. В таком виде он отправляется на склад. Авось когда пригодится.

Одной из главных обязанностей киномеханика является тщательный просмотр абсолютно всех фильмов, поступающих в прокат кинотеатра. Забросив подальше личные пристрастия, Нина Петровна должна детально изучить каждую ленту: хорошо ли она склеена, нет ли в ней изъянов. Сложно представить количество фильмов, которые просмотрела Нина Петровна за свою трудовую жизнь.

Если бы она относилась к предмету своей работы небеспристрастно, то наверняка уже давно уволилась бы. Ведь, по ее словам, большинство современных модных лент

– искусство ненастоящее, смотреть их порой невозможно. Однако из последних работ, склеенных и прокрученных Ниной Петровной, больше всего зрителей собирали “Двойной форсаж”, “Гладиатор”, “Властелин колец”. Даже по ночам народ в немалом количестве ходит в кино. Особенно молодежь. Нина Петровна из аппаратной может охватить зал одним взглядом.

Принося людям эстетическое удовольствие, оставаясь при этом невидимой и непознанной, Нина Петровна довольна сама. Например, когда отвечает взмахом руки детям, которые в восторге от какого-нибудь фильма машут ей руками, передавая своеобразный привет тому, кто там наверху заставил фильм показаться

КИНОМЕХАНИКИ

Сколько получают

В советские времена жили припеваючи, получая ежемесячно по четыреста рублей и имея возможность подрабатывать на чужой смене. Такая большая оплата, наверное, подчеркивала высокий статус киномеханика, дающего сознательную жизнь советскому кино. Теперь к этой цифре надо прибавить ноль

– столько платят современным киномеханикам.

Где учат

Примечательно, что образования киномеханика Нина Петровна не получала, а познала тайны этой профессии непосредственно на практике. Но возможность обрести такой диплом у нее, да и у всех остальных была. Киномехаников готовил один из владивостокских лицеев. Теперь нигде этому не научат.

Профессиональные привычки

Кино для Нины Тиличенко

– работа. Несмотря на обильный поток эстетической информации, некоторые фильмы все-таки доставляют ей удовольствие. В ее домашней коллекции имеется много отечественных фильмов о войне. Но и в них она невольно обращает внимание на отдельные кадры, замечает переходы между ними. От этой привычки отделаться сложно. Даже музыкальные клипы, которые крутятся в фойе кинотеатра, подвергаются ее профессиональному анализу.

Любимые выражения

Нина Петровна считает себя оптимистом. А посему в жизни придерживается девиза: того, что хочется, можно добиться только добром.

Автор: Вера КОНЮХОВА, специально для «В», Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»