Продукция эпохи мамонтов

Разрез «Лучегорский № 2» считается настоящей кладовой Приморской ГРЭС. Только разведанных запасов бурого угля высокого качества здесь, по оценкам геологов, хранится 300 миллионов тонн. Вернее, 295 миллионов, поскольку 5 миллионов уже отправлено на станцию и сожжено в котлах.

10 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1442 от 10 окт. 2003

Разрез «Лучегорский № 2» считается настоящей кладовой Приморской ГРЭС. Только разведанных запасов бурого угля высокого качества здесь, по оценкам геологов, хранится 300 миллионов тонн. Вернее, 295 миллионов, поскольку 5 миллионов уже отправлено на станцию и сожжено в котлах.

Об этом репортерам газеты рассказали директор разрезоуправления Юрий Васянович и и.о. заместителя по производству Александр Супрун. Они – профессиональные горняки, каждый со стажем работы в угольной отрасли более 20 лет – отвечают за свои слова. И если говорят, что за этим разрезом, расположенным в 12,5 километра от государственной границы, будущее «ЛуТЭКа», стало быть, так оно и есть.

На верхней площадке горных работ открывается прекрасная панорама. Внизу на глубине десятков метров чернеет угольный пласт. Сам карьер изгибом тянется на сотни метров и скрывается за поворотом, за тем поворотом тоже трудятся люди и круглосуточно работает техника. Однако основной объем приходится на близлежащий участок № 7. Юрий Васянович представил руководителя горняцкого подразделения: «Знакомьтесь, один из лучших шахтеров Лучегорска и всего Приморья Андрей Ларюшин. Андрей Борисович у нас полный кавалер «Шахтерской славы» и обладатель серебряного знака «Горняк России» - таких в поселке всего четыре».

У Ларюшина в ведении по одному шагающему и роторному экскаватору, три экскаватора ЭКГ. В составе «седьмого» трудятся 82 человека. Работы здесь ведутся днем и ночью в любую погоду без оглядки на сезонные трудности и метеорологические вмешательства. Ведь ГРЭС должна иметь уголь постоянно. Поэтому Андрей Борисович со своими подчиненными трудятся по-стахановски. Причем они не только занимаются собственно добычей и вскрышей, но и следят за водоотливом, прокладывают новые и ремонтируют действующие дороги, в общем, обеспечивают весь комплекс подготовительных работ на перспективу.

- Александр Викторович, а почему вся техника у вас расставлена по краям «ямы», - обратились мы с наивным вопросом к Супруну, кстати, также полному кавалеру «Шахтерской славы» и почетному работнику угольной промышленности, прошедшему в карьерах все ступени горняцкой служебной лестницы.

- У шахтеров есть такая поговорка: «Была бы вскрыша, а уголь найдется», - взялся  объяснять один из ведущих специалистов разрезоуправления. - Чтобы уголь «поднять на-гора», необходимо проделать огромную подготовительную работу. Мощность этого пласта 20 метров, где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Но лежит он на глубине до 65 метров. Поэтому, прежде чем его «взять», надо убрать лишнюю породу. На 1 тонну угля приходится 4,5 кубометра породы. На этом участке для добычи  2 миллионов тонн твердого топлива пришлось переместить 10 миллионов кубометров породы. Причем попутно брался уголь и на попадавшихся небольших пластах. К сожалению, наш уголь трудный и тяжелый. Сказываются сложность залегания пластов, обилие грунтовых вод и осадков. Но работа стоит того. В год на седьмом участке можно получать от 450 до 510 тысяч тонн калорийного бурого угля.

- А сколько лет здесь пролежал уголь? - задали мы вопрос напоследок.

- Не менее 20 миллионов лет. И пережил множество эпох. Поэтому горняки не удивляются, когда им приходится иногда извлекать из угля речные ракушки или даже куски бивней мамонтов.

Автор: Отдел спецпроектов, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"