База та еще

Покрытая слоем жидкой грязи и мусора территория… Тяжелый запах нечистот – тут же импровизированный общественный туалет. Внутри первого попавшегося склада – темнота и все та же липкая грязь. Ржавая вода каплет с крыши на голову. Мимо деловито ковыляет жирная крыса – людей они здесь совсем не боятся…

1 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1436 от 1 окт. 2003

Покрытая слоем жидкой грязи и мусора территория… Тяжелый запах нечистот – тут же импровизированный общественный туалет. Внутри первого попавшегося склада – темнота и все та же липкая грязь. Ржавая вода каплет с крыши на голову. Мимо деловито ковыляет жирная крыса – людей они здесь совсем не боятся…

Такую или примерно такую картину обнаружили госинспектора и милиция на одной из оптовых торговых баз – бывшей «Росбакалее». Здесь в потрясающе, нереально антисанитарных условиях хранятся мясо, печенье, пиво, йогурты – словом, те продукты, которые мы с вами, дорогой читатель, купим завтра в магазине как «свежие».
Рассказывает Наталья Дуброва, начальник торгового отдела краевой госторгинспекции:

- Анализируя итоги проверок по краю, мы обратили внимание на то, что многие несвежие, просроченные продукты, которые мы изымаем из реализации, были закуплены на одной и той же оптовой базе – бывшей «Росбакалее» (улица Фадеева, 49). Так возникло желание провести здесь большую проверку – совместно с отделом по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и контрольным управлением городской администрации.

Приехав на базу, инспектора и застали там вышеописанную картину: антисанитария, нет вывесок на контейнерах, то есть определить, кто, что и у кого здесь арендует, порой очень сложно.

- Фактически сейчас здесь три арендодателя, - продолжает Наталья Николаевна,  – ООО «Приморская бакалея», «Примхозторг» и одно ЧП. Все остальное либо в субаренде, либо  продано в частную собственность... Цель таких перепродаж понятна – какой спрос с находящихся в складах  продавцов? Да и у возникающих из ниоткуда хозяев есть шикарная отговорка – я арендовал склад у Петрова, а он у Сидорова, а Сидоров еще у кого-то… Деньги я за аренду вовремя вношу – а какие у вас еще вопросы? Это не ко мне! И концов не найти! Неуправляемая база!

А между тем заниматься благоустройством «Росбакалеи» необходимо всерьез и солидно: после дождя в ямах и лужах буксуют большие грузовики. Туалетов нет, руки помыть негде даже продавцам. В складах, где хранятся скоропортящиеся товары – кондитерские изделия, молочное, пахнет плесенью, нет холодильников, вентиляции здесь отродясь не бывало… Зимой здесь нет отопления, свет дают на три часа в день. Средневековье какое-то!
Проверить госинспекторам удалось только 30 предпринимателей – остальные (всего на базе более 200 ЧП), завидев проверку, срочно закрылись... Некоторые и в драку бросались: не пущу внутрь!

А внутри было на что посмотреть. Вот несколько самых вопиющих примеров: в одном из складов инспектора обнаружили фруктовый творожок, который хранился при температуре плюс 22 градуса вместо положенных 0 - плюс 4. Так же на складе ЧП Ованесян хранилось сливочное и мягкое масло – а на них текла с крыши вода. Частный предприниматель Нестерова сама переписала срок годности на зефире в шоколаде – на месяц.

По итогам проверки снято с реализации 4 тонны кондитерских изделий на 191 тысячу рублей (особо примечательны здесь печенье в насквозь промасленных вонючих ящиках – на него еще и пиво из разбитых бутылок пролилось; восточные сладости, на которых мало что был исправлен срок годности на три месяца, так даже он закончился 20 дней назад), 5 тысяч пачек кокосовой стружки с просроченным четыре месяца назад сроком годности, жевательная резинка месячной давности, рыбные консервы с производственными дефектами (вместо рыбы в банках были плавники и кишочки), майонез, просроченный на три месяца... Нашли 1200 килограммов контрабандного мяса (свинина и куриное филе) – без всяких документов и маркировки на русском языке и даже без ветеринарных справок. А вы думаете, из чего такие дешевые шашлычки на Набережной бравые восточные ребятки жарят? Как раз из такого мясца...

Что делать с такой, с позволения сказать, базой – пока неясно. Закрыть ее у контролирующих органов полномочий нет. По каждому предпринимателю ведется административное расследование, будут наложены штрафы... Но в целом…

- Вот в Москве, - говорит Наталья Николаевна, - разработана целая концепция долговременного развития оптовой торговли. А здесь хозяева только деньги за аренду исправно собирают: 29 тысяч в месяц. На арендодателях и лежит самая большая вина – разве можно так наплевательски относиться к своей собственности? Мы готовим  совещание городской администрации с предпринимателями, на котором будет поставлен вопрос ребром: либо будут создаваться  крупные современные базы, на которых товары будут храниться в цивилизованных условиях и не подвергать опасности здоровье потребителей, либо подобные крысятники будут приводиться в порядок. Здесь явно нужны две вещи – инвестиции и контроль.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»