Район восходящего сорта

На бахчах крестьянских хозяйств Октябрьского района созрел урожай тыквы. Об этом, может, и не стоило бы говорить, если бы вся кондиционная продукция напрямую не поставлялась в Японию.

30 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1435 от 30 сент. 2003

На бахчах крестьянских хозяйств Октябрьского района созрел урожай тыквы. Об этом, может, и не стоило бы говорить, если бы вся кондиционная продукция напрямую не поставлялась в Японию.

Это совершенно новый, отчасти случайный бизнес наших сельхозпроизводителей, и в районе им занимаются далеко не все.

- В прошлом году ко мне приехали из Находки и предложили выращивать тыкву для Японии, - рассказывает хозяин широкопрофильного крестьянского хозяйства из Синельниково-2 Анатолий Тимчишин. - Условия были приемлемы, и хотя товарным производством этой культуры раньше не занимался, разве что выращивал обычные сорта на корм скоту, рассчитывал получить хороший урожай, а значит, и прибыль. Да что в этой тыкве - в каждом огороде растет без всяких премудростей.

Оказалось, не все так просто. Во-первых, японцы сразу же определили стандарт, который шел по высшим расценкам, - помимо привлекательного товарного вида вес каждого плода должен укладываться в рамках 1,7 и 2,7 килограмма. Чуть меньше или чуть больше, и цена падает в несколько раз. Во-вторых, японцам нужен определенный сорт тыквы, и потому товарный кредит они выдали своими семенами, кстати, крайне дорогими. Плюс еще агротехника и соблюдение всех требований - все это должно гарантировать получение… весьма непривлекательного по внешнему виду плода.

Но именно эта тыква - темная, серо-зеленая с желтыми подпалинами снаружи и необычно темно-оранжевая внутри, приплюснутая с полюсов, больше похожая на слегка раздувшуюся летающую тарелку, чем на классическую, из которой наши пацаны делают маски страшилищ, необыкновенно поедаема и употребляема в Стране восходящего солнца. Ее варят, запекают, сушат, подают отдельно и в качестве компонента сложного гарнира к рыбе и даже… используют при получении шампуня. А все потому, что японцы уверены: в любом виде, даже если ее принимать наружно, эта тыква выводит из организма элементы тяжелых металлов. Потому и потребности там просто колоссальны: по одному из источников, до 500 тысяч тонн в год.

Последнее обстоятельство - гарантированный рынок сбыта - больше всего и подкупило Тимчишина и других хозяев, намаявшихся за десятилетие своего фермерства распихивать продукцию полей и ферм среди наших потребителей. Взял в кредит семена, посадил, и всходы в прошлом году были замечательными, что оценили и японцы, которые непременно весной-летом для консультаций наезжают в хозяйства, которые выращивают для них продукцию. Но изменчивая приморская погода внесла свои коррективы - всходы просто залило. В итоге удалось отправить всего лишь три грузовика.

Но Тимчишин, что называется, уперся и решил повторить опыт и в этом году. Засеял 50 гектаров и сегодня с них собирается отправить в Находку более 300 тонн, а мог бы и все 600, если бы не летняя засуха. Но все равно, считает он, бизнес удался.

Сейчас на току хозяйства тыква подвергается весьма обременительной процедуре. Сначала сортируют по заданным стандартам, вся некондиция пойдет на корм скоту, хотя, если честно, эта некондиция по вкусовым качествам ничуть не уступает экспортным экземплярам и вполне годится для потребления человеком. Но японцам видней.

Затем каждый плод вытирают тряпочкой, хвостики обрезают секатором, укладывают в ящики и отправляют в Находку. Такая вот суета, приходится лялькаться с тыквой, как с куриными яйцами, но и это еще не все экзамены. В порту тыкву опять вываливают из ящиков, пропускают через транспортер, возле которого стоит представитель покупателя и, указывая пальчиком на, по его мнению, брак, проводит окончательную сортировку.

Если кто-то думает, что наши производители уж после этой процедуры непременно вздохнули и получили деньги, тот глубоко ошибается. Дело в том, что им пока приходится работать через посредника - через одну фирму из Находки, которая, имея свой навар, тем не менее не несет ответственность за сохранность груза во время морской транспортировки. В прошлом году, например, тыква немного подмокла на судне, и подпорченный тоннаж списали за счет опять же фермеров.

Это, конечно же, не может устраивать «тыквачей» - так колоритно Тимчишин называет своих коллег по этому бизнесу, и на следующий год они намерены подойти к составлению контрактов уже более вдумчиво. Они узнали, что если им самим удастся доставить тыкву к берегам Японии, то им заплатят за каждую тонну по 450 долларов. Это по их меркам не просто деньги, а деньжищи. В принципе, ничего сложного в такой операции нет. За подержанными автомобилями суда идут, как правило, порожняком, и, полагают фермеры, капитаны с удовольствием возьмут попутный груз - пару тысчонок, а может, и поболее тонн тыквы. В этом случае оправданы и риски при транспортировке. Ну а пока...…

- Двух лет нам хватило, чтобы понять, что надо японцам, - рассказывает Анатолий Тимчишин, - и если они и впредь будут нам делать заказ на посадку тыквы, то вырученные средства от ее продажи для наших хозяйств будут с лихвой покрывать возможные убытки от выращивания других культур. Погода-то у нас и впрямь непредсказуемая, и весной просто еще не ясно, что вырастет, а что сгниет или сгорит на корню.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, Виктор ГУСЕВ (фото), «Владивосток»