Александр БОРОДКО: Карты Приморья безнадежно устарели

В редакции газеты «Владивосток» прошла пресс-конференция Александра Бородко – главы Федеральной службы геодезии и картографии России. В Приморье руководитель этого государственного ведомства, которое в нынешнем году отмечает свое 85-летие, побывал впервые. Собравшиеся на пресс-конференцию журналисты приморских СМИ спрашивали Александра Викторовича о многом: о «белых пятнах» на картах, о космических спутниках, режиме секретности и точности линий российских границ. Публикуем краткое изложение ответов Александра Бородко на эти вопросы...

25 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1433 от 25 сент. 2003

В редакции газеты «Владивосток» прошла пресс-конференция Александра  Бородко – главы Федеральной службы геодезии и картографии России. В Приморье руководитель этого государственного ведомства, которое в нынешнем году отмечает свое 85-летие, побывал впервые. Собравшиеся на пресс-конференцию журналисты приморских СМИ спрашивали Александра Викторовича о многом: о «белых пятнах» на картах, о космических спутниках, режиме секретности и точности линий российских границ. Публикуем краткое изложение ответов Александра Бородко на эти вопросы...

- Наша служба занимается созданием топографических карт, определением точных координат, высот, гравитационного поля Земли, изучением фигуры Земли различными методами. Наша служба также занимается слежением за подвижкой земли, следит на специальных геодинамических полигонах за подвижками как в вертикальных, так и в горизонтальных планах и делает прогнозы. В частности, на Камчатке существуют различные геодинамические полигоны, на которых тоже прогнозируется, что может произойти, где сильно оседает земля, что нужно ожидать чего-то такого либо идет горизонтальное движение. В настоящее время территория России полностью покрыта топографическими картами масштаба 1:20000, такими картами и таким объемом работ может похвастать не всякая страна. Кроме того, мы создаем  карты масштабного ряда до миллиона и больше, и мельче, в частности, планы городов различного масштаба.

Создать карту – это достаточно дорогостоящий и трудоемкий процесс. Мы фотографируем Землю либо из космоса, либо проводим аэрофотосъемки и уже после этого в результате обработки этих точных снимков мы получаем изображение на бумажных носителях. Сейчас все больше работаем по новым электронным технологиям, по которым создаются так называемые цифровые карты. Это позволяет достаточно оперативно, быстро как создавать карты, так и обновлять их.

Самое главное – это обновлять карты. К сожалению, в настоящее время  практически 65 процентов всех карт на территории России устарели. Существуют нормативные сроки обновления карт – это от 5 до 15 лет, в зависимости от региона России. Например, в Приморье практически 70 процентов карт устарели безнадежно. Все это связано с тем, что государство выделяет недостаточно средств для выполнения этих работ. А геодезия и картография по Конституции отнесены к приоритету государства, то есть вся продукция, которую мы создаем,  принадлежит государству. Потому встречаются казусы, когда наши картографические предприятия, а их у нас более 10 по всей России, выпускают продукцию, где отсутствует какой-нибудь населенный пункт или, это особенно часто встречается, дорога.

Вторая проблема связана с режимом секретности топографических карт. Ведь на тех картах, которые продаются в магазинах, по правилам секретности, отсутствуют многие детали, которые на самом деле находятся на изображаемой местности. Многие топографические карты сегодня рассекречиваются, раньше у нас миллионная карта была секретной, сейчас у нас секретными остались только карты до пятидесятитысячного масштаба, планы городов. Но все равно натуральные топографические карты, непереработанные, невозможно получить, они запрещены к открытой продаже. Существует строгий перечень объектов, которые можно показывать на картах при продаже в торговой сети.

В то же время с развитием электронных карт, которые получаются путем передачи на приемник сигналов со спутников, мы сталкиваемся с нонсенсом. Со спутника можно получать координаты с точностью до нескольких сантиметров, а у нас существует правило, по которому карты с точностью координат до 30 метров – секретны. Спутниковые приемники для определения координат открыто продаются в магазинах для рыболовов и охотников, они дают точность до 5-10 метров,  их может приобрести любой, а топографические карты  засекречены.  Вот такая ерунда получается, нестыковка. Почему, спрашивается, 30 метров – это секретно, а 31 метр – не секретно? Россия сегодня имеет на орбите шесть таких спутников, года через полтора-два грозятся вывести еще 24 спутника. Сеть электронных карт и спутниковых приемников будет расширяться, потому что для человека важно иметь полноценную топографическую карту с координатами, по которой можно и проехать, и пройти, и не заблудиться, и выйти туда, куда надо. За этим направлением очень большая перспектива в навигации, в автомобильном вождении, в народном хозяйстве может хорошие приносить деньги, в том числе и для картографии.

Что касается точности отображения на наших картах российских границ с сопредельными государствами, то за этим существует очень жесткий контроль. Этот вопрос мы отслеживаем очень скрупулезно. И если картографическая организация нарушает эти правила, то она может распрощаться с этим родом деятельности. Но на карту только наносится линия границы, а сама линия границы согласовывается пограничной комиссией, в состав которой входят и наши представители.

Хочу заметить, что мы часто через МИД направляем ноты протеста о том, что неправильно отображены на картографических материалах Курильские острова. Но японцы с удивительной настойчивостью показывают острова Кунашир и Шикотан и даже половину Сахалина как территорию, принадлежащую их стране. Такие карты в России, разумеется, не могут продаваться, есть основания, по которым они изымаются. Но нет никаких международных договоров о запрете на подобную картографическую деятельность. А значит, любая страна может в идеологических либо каких-то иных целях территорию обработать как свою и не быть за это наказанной.

…Я сейчас объезжаю все предприятия Роскартографии – от Калининграда до Владивостока.  Знакомлюсь с деятельностью предприятий, с состоянием изученности территории, встречаюсь с руководством края, прошу, так сказать, помощи в решении наших проблем и выполнении совместных работ. Складывая два бюджета, можно сделать намного больше, нежели одним. Тем более что не такие уж большие деньги нужны для того, чтобы поддержать хорошее картографическое состояние территории.

Автор: Ольга АКСАКОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»