Несушек своих хватает

Департамент сельского хозяйства и продовольствия краевой администрации усадил за стол переговоров поставщиков в край яиц (крупных оптовиков у нас всего семь) и руководителей приморских птицефабрик. Совещание состоялось на прошлой неделе, и на нем было неоднозначно заявлено о необходимости реальной поддержки местных производителей. Откровения в этом никакого нет: сегодня все регионы защищают свой рынок. Другое дело, что предпринимаемые меры должны, конечно, укладываться в рамки допустимого.

25 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1433 от 25 сент. 2003

Департамент сельского хозяйства и продовольствия краевой администрации усадил за стол переговоров поставщиков в край яиц (крупных оптовиков у нас всего семь) и руководителей приморских птицефабрик. Совещание состоялось на прошлой неделе, и на нем было неоднозначно заявлено о необходимости реальной поддержки местных производителей. Откровения в этом никакого нет: сегодня все регионы защищают свой рынок. Другое дело, что предпринимаемые меры должны, конечно, укладываться в рамки допустимого.

- Мы не собираемся перекрывать кислород фирмам, ввозящим в Приморье яйца из Сибири или Амурской области, - объясняет руководитель департамента Александр Табаченко. - Но мы будем всячески способствовать тому, чтобы продукция местного производства стала конкурентоспособной на нашем рынке. Несколько «заходов» с этой целью уже предпринималось в прежние годы, но потом они с таким же успехом откатывались назад. Хочу заверить, что на этот раз речь не идет о временной акции. Это продуманная стратегия, и она должна принести результаты.

Продукция птицеводства в структуре валового производства сельхозпродукции края сегодня занимает незначительное место. Смириться с таким положением - значит вообще потерять сельское хозяйство. Пропадает смысл заниматься ранними зерновыми, главными потребителями которых всегда были птицефабрики. Только лишь на сою ставку не сделаешь, поскольку на одних и тех же полях два года подряд ее сеять нельзя - нужен севооборот. В этой цепочке все крепко увязано, вот и выходит, что спасти деревню невозможно без подъема птицеводства.

Какую часть потребности края в куриных яйцах покрывают сегодня местные птицефабрики? Увы, небольшую. Хотя в свое время в Приморье в год расходилось до 600 миллионов яиц, и из них 550 миллионов производилось в самом крае. Теперь этой продукции потребляется в два раза меньше (покупательская способность не та), и в то же время птицеводство Приморья сильно сократило свои объемы производства. «Надеждинская», «Соловьевская», «Юбилейная» фабрики сумели удержаться на плаву, нашли свою нишу, но говорить о их ведущей роли в этом секторе рынка не приходится.

- Однако все может в корне измениться, когда на нормальный уровень производства выйдет птицефабрика «Уссурийская» - оплот отрасли, - комментирует ситуацию заместитель руководителя департамента сельского хозяйства Юрий Черкашин. - Выпуск 150 миллионов штук яиц - это реально для предприятия уже на следующий год. Тогда с учетом укрепления позиций других птицефабрик Приморья мы сможем до 80-90 процентов потребности рынка закрывать собственной продукцией. Это гораздо выгоднее для экономики края, а для здоровья жителей - во сто крат полезнее. Мы специально выясняли, сколько времени находятся в пути вагоны с яйцами из той же Сибири - несколько недель! О какой их свежести можно говорить. Ввозится очень много нелегальной продукции, демпингующей на нашем рынке. Ведь по существу и в тех регионах отпускные цены на яйца не меньше, чем у нас, объяснение более низкой стоимости в другом - в теневых финансовых схемах. Что касается электроэнергии, которая у нас дороже, то мы поможем компенсировать птицефабрикам эти затраты. Только в нынешнем году краевая администрация выделила отрасли для этого 21 миллион рублей. Кроме того, в будущем году планируется выделить не менее 10 миллионов рублей на закупку племенных яиц и молодняка птицы. Все это тоже создает основу для того, чтобы яйца местного производства не были дороже привозных и могли потеснить их на наших прилавках. Другое дело, что производителям не с руки заниматься самим еще и продажей выпущенной продукции, для этого нужна специальная инфраструктура. Обсуждался вариант создания на их базе крупной оптовой компании, но логичнее опереться на оптовые фирмы, имеющие давние наработки и успешно работающие в этом секторе рынка.

Примут ли предложенные условия оптовики, участвовавшие в совещании, сядут ли еще раз за стол переговоров (теперь уже с конкретными предложениями)? На обдумывание взят короткий тайм-аут.

Автор: Отдел спецпроектов, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"