Китаец приморцу - инвестор навек?

На прошлой неделе краевой центр посетила правительственно-экономическая делегация Китая. В ходе этого визита состоялась встреча главы провинции Хэйлунцзян Ван Лиминя и первого вице-губернатора края Игоря Иванова. На ней еще раз были затронуты те вопросы, которые не раз выносились на первый план во время заседаний в соседнем с нами государстве двусторонних подкомиссий.

25 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1433 от 25 сент. 2003

На прошлой неделе краевой центр посетила правительственно-экономическая делегация Китая. В ходе этого визита состоялась встреча главы провинции Хэйлунцзян Ван Лиминя и первого вице-губернатора края Игоря Иванова. На ней еще раз были затронуты те вопросы, которые не раз выносились на первый план во время заседаний в соседнем с нами государстве двусторонних подкомиссий.

Делегация приехала со следующими задачами - вывести приграничное торгово-экономическое сотрудничество на принципиально новый уровень взаимоотношений. Наметить попытки введения системы безналичных расчетов для туристов через банки и рассказать, что уже сейчас Харбинский филиал Китайского народного банка ищет в Приморье потенциальных партнеров, чтобы обменивать юани на рубли и наоборот. Нам от этого будет только выгода, поскольку это шаг вперед, позволяющий сделать рубль конвертируемой валютой на приграничной территории гораздо раньше того срока, который наметил для него Владимир Путин, подчеркнул Игорь Иванов.

Удостовериться, что строительство приграничного торгово-экономического комплекса “Пограничный - Суйфэньхэ” на российской стороне начнется, как и было запланировано, 1 октября. В связи с этим попытаться выбить для китайских предпринимателей немного преференций в области аренды земельных участков. И, в конце концов, упросить краевую власть добавить к торговой функции приграничного центра, как предполагалось первоначально, функцию перерабатывающую. Как оказалось, уговаривать не пришлось. Администрация Приморского края уже давно все проанализировала и просчитала, поэтому готова всячески содействовать «восточным братьям». Льготная политика в отношении китайских предприятий согласуется с налоговиками, таможенниками и пограничниками. Будет обеспечена и поддержка строительства на территории комплекса нескольких заводов по переработке деловой древесины, сборке домашней электронной техники и автозапчастей.

Естественно, не обошли вниманием вопрос капиталовложений в различные сегменты экономики края. Даже подписали специальное соглашение, согласно которому будет создаваться центр по привлечению в Приморский край инвестиций. Соседи собираются направлять их в такие сферы, как лесной и транспортный комплекс, строительство и добыча полезных ископаемых, например, золота. Впрочем, решать, куда именно и в каких объемах пойдут деньги, будут теперь уже в самом центре.

В целом результат обоюдных экономических встреч можно считать успешным, ведь достигнуты договоренности во многих социально значимых аспектах. Однако, несмотря на это, стороны продолжают иметь вопросы. Главным образом это касается перевозки грузов.

Не секрет, что Китай является основным потребителем приморских транспортных коридоров, в особенности железной дороги. По железнодорожным путям Поднебесная провозит товары народного потребления, продукцию химического производства, нефтяной кокс, строительные материалы. Россия этим же путем круглый и в редких случаях обработанный лес, а также металл. Причем объем перевозимых грузов в одном и в другом направлении растет с каждым годом. Только через пограничный переход “Гродеково - Суйфэньхэ” грузопоток за два последних года вырос примерно на 75 процентов. Вследствие чего данная железнодорожная ветка оказалась забита под завязку. И вряд ли перевод пункта пропуска на 12-часовой режим работы без перерыва на обед и синхронизация времени начала и окончания его функционирования разгрузят путь в ближайшее время. Не лучше обстоят дела и с другими пограничными переходами. Наверное, это и послужило поводом для того, чтобы проверить их на эффективность, результатом чего может стать их сокращение. Останутся только самые-самые. Даже те, которые сегодня простаивают. Например, пограничный переход “Камышовая (Махалино) - Хуньчунь”, хотя оформление юридических нюансов по организации международных перевозок через этот пункт пропуска в настоящее время завершено. Его открытие позволит дополнительно перерабатывать 3 миллиона тонн грузов российско-китайской торговли. Цифра говорит сама за себя.

Впрочем, китайцы видят проблемы в другом свете. Во-первых, их не удовлетворяет работа на российско-китайской границе дальневосточных таможенников, по чьей вине транзитные грузы слишком долго проходят проверку. За что, собственно, не преминули попрекнуть вице-губернатора края Виктора Горчакова в августе. Тот не стушевался и передал “справедливые упреки” по адресу. Сейчас в ДВТУ ведется соответствующая работа. А решить полностью возникшие таможенные проволочки сможет новый Таможенный кодекс, который, как считается, отвечает всем международным нормам.

Во-вторых, изношенность транспортной инфраструктуры и необходимость открытия дополнительных схем передвижения грузов, допустим, таких, как Уссурийск - Дуннин и Мишань - Турий Рог. Министерство путей сообщения России и краевая администрация тоже за создание новых транспортных коридоров с Китаем. Непременны только два условия - установка аппаратуры по контролю за радиоактивными материалами и установка электронных весов по контролю за размерами перевозимых грузов. Наибольший интерес в этом проявляет провинция Цзилинь, готовая финансово вложиться.

И все бы ничего, если бы наши не сдерживали себя. Дело в том, что страны никак не могут договориться об устойчивом грузовом потоке. К тому же до сих пор нет четкого ответа на вопрос, какой груз и в каком объеме Китай будет переправлять посредством приморских транспортных коридоров. Исходя из этого, российские транспортники смогли бы строить стратегию по расширению сетей МПС. Но по ряду причин народное правительство не спешит подписывать соглашение. «Складывается впечатление, что Китай готов только на разовые транспортировки грузов», - высказал свое мнение по этому поводу на недавней своей пресс-конференции Виктор Горчаков.

Однако строить новую инфраструктуру на короткое время невозможно. Невыгодно это. И вообще, похоже на то, что Поднебесная намеревается опираться на свои мощности, а приморские держать про запас. В частности, сегодня Китай бросил основные силы на развитие портовой инфраструктуры в Даляне, кстати, некогда российском городе под названием Дальний. Да и Шанхайский порт с перевалочным объемом в 300 миллионов тонн в год может оказаться большим препятствием на пути активного использования краевых коридоров. Хотя вести груз в Далянь, по мнению генерального директора информационно-аналитического агентства «Приморье» Владимира Стегния, далековато и дорого - проще все-таки через Приморский край. Тем более Транссиб не загружен до конца, особенно на северо-востоке. И край уже поставил этот вопрос перед МПС и ДВжд. Возможно, привлечь китайцев сюда удастся путем понижения на 30 процентов тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

Автор: Андрей САКУН, «Владивосток»