Школьный мешочек денег

Среди новшеств школьной жизни будет и такое: если ребенок уйдет из плохой школы в хорошую - за ним последует и его «финансовый норматив». А что еще ждет школьников и их родителей?

18 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1429 от 18 сент. 2003

Среди новшеств школьной жизни будет и такое: если ребенок уйдет из плохой школы в хорошую - за ним последует и его «финансовый норматив». А что еще ждет школьников и их родителей?

На вопросы наших читателей по «Прямой линии» ответили Константин Анатольевич МЕЖОНОВ, начальник управления народного образования департамента науки и образования администрации края, и Екатерина Вениаминовна ЧЕРНОВИЦКАЯ, начальник отдела высшего образования департамента.

ОТ ЦЕН СТАЛО ДУРНО

- Это «Прямая линия»? Здравствуйте. А вы вообще знаете, сколько стоят учебники?

- Конечно знаем. Очень дорого. Как вас зовут?

- Галина Федоровна меня зовут. Как можно допускать такие цены? У меня шесть внуков, я пошла на ярмарку и как глянула - сосуды в глазах полопались, один учебник - 150, 180 рублей! Разве можно собрать детей в школу?

- Ваши эмоции мне близки и понятны. Но давайте подумаем, как облегчить ситуацию. Для начала спросите в школьной библиотеке - немалую часть учебников краевая администрация закупает централизованно, в рамках программы «Школьный учебник». В этом году школы обеспечены процентов на 30-40 от потребностей. К сожалению, полностью обеспечить всех учебниками не можем. Остальное придется покупать. Что здесь важно: можно купить подешевле подержанные у школьников. Лучше покупать книги в начале лета - они немного дешевле, а к началу учебного года торговля взвинчивает цены. Ну и уточните список, чтобы не тратить денег на лишнее. Увы, но цены на учебники - не в нашей власти…

- Здравствуйте. Скажите, где взять тесты для подготовки к поступлению ребенка в вуз? Да и вообще, как узнать, хорошо ли учат в нашей школе? А то ведь по своим знакомым знаю: в дневнике у ребенка - «пятерки», а за тест в ДВГУ даже до «тройки» не дотянул.

- Правильный вопрос: ситуаций, когда нужна независимая и реальная оценка уровня знаний школьника, немало. Действительно, как узнать, хорошо ли учат в школе? Так вот, в любое время года и в любом классе можно и нужно приходить в центры тестирования. Такой работает во Владивостоке, в центре детского и юношеского творчества (Океанский проспект, 43). Есть подобные и по краю. «Дальтест» (в помещении Дальрыбвтуза) тестирует детей и начальной школы, и выпускных классов. Получив результат, можно думать дальше - нанимать ли репетитора, самим поднажать или спокойно учиться дальше.

Хотя всегда видно даже по тому, как ребенок справляется с заданиями обычного учебника: если они кажутся слишком сложными, это первый повод для тревоги.

Теперь где взять тесты. Действительно, ДВГУ и другие вузы все чаще переходят на прием по результатам тестирования. Единой системы пока нет, поэтому лучше всего, избрав вуз, взять тесты и программы в отделе довузовской подготовки. Есть разные тесты в Интернете, множество издано и продается в магазинах.

ДЕНЬГИ ЗА УЧЕНИКОМ

- «Прямая линия»? Что делать, если в школе слабый учитель? Вот сын учится: литература, биология - все прекрасно, а с математикой - ужас!

- Согласен, проблема есть. При недостатке кадров школа вынуждена держать на работе учителей не самого высокого уровня. Но вопрос несоответствия учителя в крайних ситуациях надо ставить перед администрацией школы.
А в будущем, я думаю, многое должно измениться. При введении нормативного финансирования в практику школ деньги пойдут за ребенком. Например, не понравилась вам эта школа - вы ребенка перевели, и за ним тут же ушли его деньги. Это тот экономический рычаг, который заставит администрацию образовательного учреждения работать так, чтобы школа была комфортна для ребенка, безопасна и давала знания на высоком уровне. В нашей системе появится элемент конкуренции.

- И когда начнет работать такая хорошая система?

- В принципе, должна была начать работать еще в 1992 году, с принятием закона об образовании. К сожалению, ни тогда, ни сейчас не заработала - не было нужных механизмов. Но ее время уже близко: принят новый президентский указ о разграничении функций финансирования образования (кто платит зарплату, а кто содержит основные фонды). В Приморье уже просчитан норматив содержания школьника, да и все остальное готово процентов на 70. Через два-три года эта система будет работать четко.

- Любопытно, сколько «стоит» наш школьник?

- В крае 8,5 тысячи рублей в год - это сумма, затрачиваемая государством. По стране - 5,5 тысячи. Понятно, почему у нас школьник выходит дороже: другие энерготарифы и все остальное. Цифра усредненная, поскольку ученик начальной школы обходится дешевле, чем старшеклассник. Но именно эти деньги и будут идти за школьником.

- Получается, если вдруг все дети уйдут из одной школы в соседнюю, директор крепко задумается, уволит всех - и соберет новую команду?

- Примерно так…

НЕ ДЛЯ СРЕДНИХ УМОВ?

- Меня зовут Людмила  Васильевна. Ректоры приморских вузов недавно дружно выступили против единого госэкзамена. А не кажется вам, что они попросту боятся лишиться своего влияния? Ведь сейчас кого хотят принимают, нередко за взятки. А если по результатам независимого экзамена - они окажутся не у дел. Кто лучше всех сдал, тот и занял бюджетные места, а не знакомые-родственники…

- Я думаю, что причины протеста ректоров другие. И все же, на мой взгляд, вы рассуждаете правильно: главный положительный момент системы ЕГЭ - независимая оценка знаний. Конечно, есть вузы, где ЕГЭ не может применяться - например, творческие специальности. Но все это уже детали. Пока идет эксперимент во многих регионах страны, но Приморье в нем до сих пор не участвовало. Однако чем больше субъектов федерации будет участвовать, тем быстрее наши вузы вынуждены будут принимать такое же решение. А вслед за вузами - и школы. Представьте: выпускники Камчатки, Сахалина, Якутии, Хабаровска участвуют, дети посылают результаты тестов в разные вузы страны, кроме Приморья. И приморские вузы лишатся абитуриентов?

- А когда ЕГЭ уже точно будет вводиться?

- Окончание эксперимента - в 2005 году. Итоги обсудят и будут принимать решение. К слову, ЕГЭ выявил такую тревожную ситуацию. По итогам 2003 года в тех регионах, где проводилось тестирование в рамках ЕГЭ, 56 процентов школьников получили оценки «2» и «3». Выходит, школа плохо учит? Наверное, какие-то школы плохо учат, и система ЕГЭ поможет родителям разобраться, где дают «проходные» знания и выпускники поступают в вузы, а где стабильно слабые. Но дело все-таки в другом. Судя по всему, школьные программы настолько усложнены и перегружены, что дети с нормальными средними способностями попросту не справляются!

И еще деталь. Согласитесь, зачем единый госэкзамен сдавать всем? Пусть сдают только те, кто собирается поступать в вуз.

- В этом есть резон…

ВЕЧЕРНИХ ОКОН НЕГАСИМЫЙ СВЕТ

- Константин Анатольевич, читала, министр выдвинул идею «школы полного дня». Он там вообще предлагает чудеса: новые компьютерные классы с выходом в Интернет, кинозалы… Мне такая идея нравится, пусть и попроще. Лишь бы после уроков ребенку в школе было чем заняться. А вам?

- Мне тоже.

- Только не видно, чтоб идея осуществлялась. Где новые кружки и спортивные секции допоздна? Многие школы в этом году перешли на занятия в первую смену, но после обеда там пусто.

- Очень правильно вы ставите проблему: не займем ребенка мы - займет двор, и не тем, чем нужно. Конечно, на организацию по-настоящему интересных современному школьнику кружков нужны немалые деньги, мягкой игрушкой всех не увлечешь. Но - согласен, вам, родителям, надо ставить вопрос и перед школой, и перед районо, и перед педагогами дополнительного образования. В крае 121 такого рода учреждение. Теперь важно, чтобы педагоги работали не только на базе своих центров творчества, но и большей частью поближе к детям - в школах и детских клубах по месту жительства. А спортзалы и бассейны - все это надо строить…

- Это Константин Анатольевич? Меня зовут Ольга Ивановна. У меня вопрос. На уроках физкультуры в пятом классе вместо того, чтобы бегать и прыгать, наши дети изучают какую-то теорию и пишут конспекты, как ходить и перестраиваться в спортивной игре. Это что, везде такая практика?

- Нет, Ольга Ивановна, такая практика не везде. Правда, вот что я вам должен сказать. Сейчас физкультуру можно сдавать по выбору в качестве устного экзамена. Так что и теорию приходится давать. Важно ею не злоупотреблять. Что касается вашей школы - я взял на заметку, посмотрим повнимательнее.

- Спасибо.

БЕЗ МИЛЛИОНА НИКУДА?

- У меня вопрос к Екатерине Вениаминовне. Извините, такое ощущение, что бесплатных мест в вузах становится все меньше и меньше, и нашим детям уже не светит получить образование в университете бесплатно. Куда мы катимся?

- Ощущение понятное. Однако обманчивое. Представьте себе, но число бюджетных мест в вузах немного, но каждый год растет. В прошлом году бесплатно поступили 6 350 абитуриентов, в этом - 6860. Рост 7 процентов, это один из самых высоких показателей по стране.

- Эти цифры реальные?

- Абсолютно. Другое дело, рост скрадывается, потому что гораздо быстрее растет общее число студентов, конкуренция жестче. Судите сами: в этом году первокурсниками стали, по предварительным данным, больше 14 тысяч человек. Всего выпускников - около 19 тысяч. Получается, 45 процентов бесплатно. Много это или мало? Во всяком случае, шанс есть.

- И в каких вузах число бюджетных мест увеличилось?

- В технических, инженерных, педагогических, да во всех. Каждый вуз в год открывает 3-4 новые специальности, и там обязательно есть бюджетные места. К сожалению, их все равно не хватает для всех, кто хочет получить высшее образование.

СКОЛЬКО НИ ПЛАТИ - ВСЕ МАЛО

- Имеет ли право вуз, заключив договор на платное образование по одной цене, увеличить плату с середины года?

- Имеет, если это оговорено в договоре.

- Но это же дико! В мире разве такое бывает? За рубежом цены на образование стабильные.

- Нет, ошибаетесь. В этом году в США с нового учебного года увеличили плату за обучение. Но это к слову. Лучше, если в договоре плата будет устанавливаться как минимум на год.

- Это «Прямая линия»?  Меня зовут Олег. Когда студенты получат новые, увеличенные в размере стипендии?

- Уже в сентябре. Новые стипендии установлены указом правительства от 26 июня 2003 г. и увеличены в 2 раза. Для студентов вузов - 400 рублей, для студентов средних учебных заведений - 140. Повышенная для отличников - 600 рублей. Еще есть социальная, которая выплачивается плюс к основной: тоже 600 рублей. Она полагается студентам из малообеспеченных семей.

ХОЧУ КРЕСЛО-КАЧАЛКУ

- У меня вопрос начальнику управления образования. Насколько законно требование учителя собирать деньги на кондиционер в классе?

- Совершенно незаконно.

- Что нам предпринимать?

- Не сдавать деньги.

- Но учитель требует.

- Есть директор школы, районо. Такие поборы ничем не оправданы. Да, денег у школы нередко не хватает, родителям предлагают помочь и в ремонте, и в закупке необходимого оборудования. Если согласны и имеете возможность - помогите. Но если администрация занимается выкручиванием рук - не идите на поводу. Кондиционер - это явный перегиб. А если потом учитель попросит собрать на кресло-качалку? Конечно, вы можете чувствовать себя неловко: все в классе сдали, а вы не можете, вдруг на ребенке отразится... Чем больше будем так рассуждать, тем чаще будут возникать поборы.

У ВАС ХОРОШИЙ ПРОФИЛЬ

- Татьяна Сергеевна беспокоит. Сейчас обсуждают идею, что в старших классах школьники будут учиться по выбранному профилю. Идея отличная, хуже другое: нам в школе объявили, что скоро при поддержке ВГУЭС будут сформированы экономические классы. А моя дочка - выраженный гуманитарий. Выходит, придется переводить ребенка в другую школу? Но здесь-то все родное и привычное!

- Да, идея профильной школы обсуждается. Нужно это для того, чтобы в старших классах выраженным, как вы говорите, гуманитариям дать больше литературы и истории и немного разгрузить программу математики, а для математиков - наоборот. Будет еще естественно-научный профиль, другие. Но самое главное - переводить в другую школу не придется, потому что не может два или три класса в параллели быть одного профиля. Это исключено. В крайнем случае переформируют старшие классы: ребят, желающих изучать экономику, соберут в одном, гуманитариев и «неприсоединившихся» - в другом, общего профиля.

- Ну ладно, успокоили.

- Везде сообщали, что с  нового учебного года детям в школе будут давать бесплатно горячий завтрак. Но что-то не дают…

- Действительно, активно обсуждается организация бесплатного питания школьников. Но ситуация такая. По федеральному закону, бюджет должен перечислить на каждого школьника 1 руб. 50 коп. на питание, а с учетом дальневосточного коэффициента - 1.80. Эти деньги впервые будут заложены в бюджет края 2004 года. Но накормить на эту сумму завтраком невозможно. Другое дело, если еще муниципалитет добавит свою долю, денег станет побольше. И тогда их хватит на булочку с чаем. А в сельской школе, где своя, школьная картошка и овощи, и вовсе получится скромный горячий обед.

- Значит, ребенку в школу денег можно будет не давать?

- Нет, не так. Давайте ему пятачок, а в школе он поест на 6.80.

- Слышала, введены новые санитарно-гигиенические правила, которые должны облегчить нагрузку школьника. А как вы считаете, это нормально, когда в десятом классе 7 уроков, при этом 6-й и 7-й уроки - математика?

- Конечно, это нарушение. И мы подключимся к решению проблемы.

Автор: Записала Марина ИВЛЕВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»