Два вопроса Павлу Пацвальду

Нынешний водный кризис на юге Приморья вновь показал, как беззащитны перед стихией оказались власти, специалисты и все службы, отвечающие за жизнеобеспечение населения. В конечном счете в зону режимного водоснабжения попало свыше миллиона жителей Приморья. Ведь воду по графику сейчас подают не только во Владивосток, но и в поселок Угловое, Артем, Шкотовский и Надеждинский районы, а здесь проживает почти 40 процентов населения края. Всему виной – отсутствие осадков и крайне низкий уровень запасов водохранилищ. Появились обнадеживающие расчеты, что при режимном водоснабжении запасов хватит до апреля, когда начнет таять снег.

17 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1428 от 17 сент. 2003

Нынешний водный кризис на юге Приморья вновь показал, как беззащитны перед стихией оказались власти, специалисты и все службы, отвечающие за жизнеобеспечение населения. В конечном счете в зону режимного водоснабжения попало свыше миллиона жителей Приморья. Ведь воду по графику сейчас подают не только во Владивосток, но и в поселок Угловое, Артем, Шкотовский и Надеждинский районы, а здесь проживает почти 40 процентов населения края. Всему виной – отсутствие осадков и крайне низкий уровень запасов водохранилищ. Появились обнадеживающие расчеты, что при режимном водоснабжении запасов хватит до апреля, когда начнет таять снег. Между тем всему населению края понятно, что кризис во многом спровоцирован не столько погодой, сколько серьезными просчетами в стратегии развития водного хозяйства, которые были заложены неэффективным управлением еще при Советской власти. Самый очевидный из них – невнимание к возможностям альтернативных источников водоснабжения, в частности – к так называемой Пушкинской депрессии. И эти просчеты необходимо начинать ликвидировать уже сейчас. Об этом – беседа нашего корреспондента с Павлом ПАЦВАЛЬДОМ, директором Дальневосточного филиала Новолипецкого металлургического комбината.

- Павел Владимирович, вы первым среди крупных хозяйственных руководителей Приморья обратились к властям с предложением поставить необходимое оборудование для возобновления строительства объектов на Пушкинской депрессии. Что это – просто эмоции из-за отсутствия воды или четко просчитанный коммерческий расчет?

- Давайте начнем с того, что в первую очередь я – обычный человек и житель Владивостока. И точно так же, как все, оказался в той ситуации, когда мне приходится ждать воду по графику и запасаться ею на несколько дней вперед. Меня это тем более возмущает, когда я вижу, как сейчас выстраиваются очереди к колонкам и колодцам, когда старики и женщины несут по десятку литров воды, поднимают их в квартиры в домах, где зачастую просто не работает лифт. Мои сотрудники на работе обсуждают, что воды нет в школах, детских садах, больницах. Нельзя с этим просто так мириться, когда на дворе XXI век. Во-вторых, я руководитель достаточно крупного предприятия. И в любой кризисной ситуации, как хозяйственник-управленец, сразу же пытаюсь просчитать возможные пути выхода из кризиса. Понятно, что сейчас хоть как-то облегчить ситуацию можно только «пожарными» мерами – найти машины для подвоза воды, вывести трубы на первые этажи высоток, очистить все возможные водоисточники. Но ведь дело совсем не в этом. Сейчас никто не знает, каковы будут прогнозы синоптиков на зиму и следующее лето, никто не даст гарантии, что и в будущем году запасы в водохранилищах не останутся на нуле. Поэтому очевидно, что сейчас все подошли к тому, что необходимо проблему водоснабжения южной части Приморья решать кардинально и сразу. Практически единственный из всех разумных вариантов – незамедлительно начать работы по началу восстановления объектов Пушкинской депрессии. При разных точках зрения на эту проблему все – и власти, и ученые, и специалисты едины в том, что работы эти надо начинать. Поэтому я предложил властям рассмотреть нашу инициативу. Мы готовы уже сейчас прорабатывать вопрос о том, чтобы на льготных условиях поставлять необходимое оборудование для завершения строительства этого жизненно важного объекта для Владивостока и Артема.

И еще один очень важный момент. Нельзя забывать о том, что возобновление строительства на Пушкинской депрессии - это только часть проблемы. Часть, которая сейчас наиболее очевидна. Вторая сторона медали менее заметна, но не менее важна. Ведь самое уязвимое место в системе водоснабжения Владивостока и Артема - это техническое состояние разводящих или подающих сетей. От 30 до 40 процентов водопроводных коммуникаций изношены практически полностью. Отсюда - утечка воды, огромные затраты на ремонт.

- Павел Владимирович, вам, как экономисту, понятно, что вопрос возобновления строительства объектов на Пушкинской депрессии – это вопрос не одного десятка миллионов долларов, огромных материально-технических затрат. Сейчас практически никто не сможет осилить работы подобного масштаба. А вы в это время говорите о том, что готовы поставить оборудование.

- Давайте начнем с того, что никто с 1996 года, когда было остановлено строительство, этим вопросом не занимался. Засух не было, воды хватало. Поэтому разговоры о нереальности завершить строительство – не более чем разговоры. Да, суммы и средства на это потребуются огромные. Да, уже завершены все работы по формированию бюджетов на будущий год, где финансирование подобных объектов не предусмотрено. Но все это не непреодолимые препятствия, а как раз, наоборот, повод для того, чтобы к решению проблемы приступать уже сейчас – считать, готовить проектную документацию, работать над сметами, искать подрядчиков. В общем – работать, а не рассуждать, можно это сделать или нет. Я точно знаю, что – можно. Есть такая хорошая русская пословица: «Глаза боятся – руки делают».

И еще есть в этом деле два существенных момента. Во-первых, надо элементарно перестать воровать. Ведь посмотрите, что сейчас на территории Пушкинской депрессии – трубы спилены, уже поставленное оборудование размонтировано. Ни одно сооружение не было закончено, хотя готовность некоторых из них была очень высокой. Их консервация не проводилась.  Мы с коллегами на минувшей неделе выезжали в Раздольное – открытий не сделали, просто лишний раз убедились в том, что работу надо начинать с наведения элементарного порядка. Поверьте, что я точно знаю – для этого не требуется огромных сумм и затрат. Вот вам конкретный пример. В свое время мы обратились к администрациям муниципальных образований с предложением купить по ценам производителя металлоизделия для нужд ЖКХ. На это нормально откликнулись власти Владивостока, Артема, Уссурийска и таким образом сэкономили деньги из бюджета. Но когда мы с таким предложением обратились к другим, то стало ясно, что администрации некоторых муниципальных образований края нерационально расходуют деньги налогоплательщиков. И  это - самое мягкое определение действий чиновников, которые закупают материалы, необходимые для нужд ЖКХ, по завышенной цене. На предложение НЛМК поставить им металлопродукцию по цене производителя они ответили отказом, сославшись на отсутствие средств. Вскоре из районов, отвергших предложение НЛМК, приезжали предприниматели и приобретали металлоизделия, а затем перепродавали их муниципалитету по цене чуть ли не вдвое выше. И второе. Промышленный потенциал регионов и страны в целом сейчас уже таков, что проекты, подобные окончанию строительства объектов Пушкинской депрессии, вполне осуществимы и реальны. Понятно, что только силами одного Приморья здесь не справиться. Именно поэтому необходимо объединить все усилия и на региональном и на государственном уровне, чтобы все получилось. Именно поэтому от имени своего предприятия  я и выступил с предложением реально начинать заниматься реальной работой, а не болтать, когда у людей нет воды.

ДОСЬЕ "В"

Павел Владимирович Пацвальд. 37 лет. Родился в г. Новосибирске в семье инженеров. В 1982 году окончил среднюю школу и поступил на судомеханический факультет ДВВИМУ им. адмирала Невельского. С 1985 по 1992 год служил в войсковой части 31012 во Владивостоке. В 1989 году заочно окончил ДВВИМУ по специальности «инженер-механик». С 1992 по 1994 год работал в различных коммерческих структурах. С 1994 года и по настоящее время – директор Дальневосточного филиала Новолипецкого металлургического комбината.

СПРАВКА "В"

На юге Приморья  с десятилетней периодичностью наступают засушливые периоды, за которые не удается заполнить водохранилища. В 1977-1978 годах было разведано Пушкинское месторождение подземных вод - Пушкинская депрессия, которая имеет 2 участка - Раздольненский и Борисовский. Для водоснабжения Владивостока предназначался Раздольненский участок протяженностью 17 км, шириной 15 км (общей площадью 220 км2), расположенный под долиной реки Раздольной между с. Тереховка на севере и пос. Тихим на юге. По заданию администрации города Владивостока, УКС, горисполкома институт “Союзводоканалпроект” запроектировал скважинный водозабор мощностью 194 мЗ в сутки, станцию обезжелезивания, водоводы, 4 сооружения инженерного обеспечения (ЛЭП, трансформаторная подстанция). Было начато строительство: пробурены, затампонированы скважины, проложены водоводы. Было освоено 45 процентов средств от общей стоимости строительства. Оно было остановлено в 1996 году из-за отсутствия финансирования. А сейчас даже то, что построено, потихоньку разворовывается и разрушается. На некоторых участках даже демонтированы трубы диаметром 400 мм, которые очень дефицитны. Данный источник крайне важен как резервный источник, которым можно было бы пользоваться в засушливые периоды и периоды заполнения существующих водохранилищ. В 1996-1999 годах по заданию администрации края разработана региональная целевая программа “Обеспечение Приморского края питьевой водой”. Анализ существующего положения, приведенный в программе, показывает, что для обеспечения водой города Владивостока и прилегающих территорий достаточно имеющихся источников (Пионерское, Богатинское, Артемовское водохранилища, Шкотовский водозабор) и как резервный источник необходима Пушкинская депрессия со всем комплексом сооружений. На сегодня самый острый вопрос - реконструкция станций водоподготовки, гидроузлов, строительство подкачивающих насосных станций, больших магистральных водоводов, узлов регулирования и разводящих сетей.