Добить подранка

Директор владивостокского центра реабилитации несовершеннолетних Александр Витальев считает, что жители краевого центра могли бы активнее участвовать в судьбах беспризорных детей - вовсе не обязательно их усыновлять или оформлять опекунство, иногда достаточно просто подружиться с ребенком.

12 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1426 от 12 сент. 2003

Директор владивостокского центра реабилитации несовершеннолетних Александр Витальев считает, что жители краевого центра могли бы активнее участвовать в судьбах беспризорных детей - вовсе не обязательно их усыновлять или оформлять опекунство, иногда достаточно просто подружиться с ребенком.

Поэтому Александр Сергеевич искренне обрадовался, когда  осиротевшего Колю, жившего в асоциальной семье, но при этом буквально потрясенного потерей мамы, взяли на летние каникулы добрые люди. Супругам, решившимся на такой непростой шаг, давали консультации врач, учитель, психолог, выдали одежду для ребенка, обувь, лекарства, продукты. Однако не все оказалось так гладко, как можно было бы предположить. Об этом рассказывает «временная мама» Наталья Хохлова:

- Коле 12 лет, но в школу он раньше не ходил. За год пребывания в центре мальчик прошел программу первого и второго классов, получил грамоту за хорошую успеваемость. Вот мы и подумали, почему бы ему за лето не пройти программу третьего класса и не попробовать поступить в четвертый. В мае я сходила в ближайшую к дому школу. Директор с пониманием отнеслась к нашему замыслу и направила к учительнице, которая дала необходимые учебники. Ребенок занимался все лето, выучил правила по русскому языку, научился решать математические задачи. Дети гуляли, купались в море, откровенно бездельничали, а Коля занимался. За лето он «взбрыкнул» лишь дважды. Я глубоко уважаю мальчишку, который так ответственно отнесся к учебе и так стремился к поставленной цели.

Учительница сказала, что диктант писать не придется, что они лишь проверят, как Коля понимает программу. В августе я позвонила – к проверке готовы. В ответ нам сказали, что решили обойтись без собеседования – мол, пусть отдыхает до первого сентября. И вдруг за два дня до начала занятий звонок: «Срочно приходите сдавать экзамены». Вечерней электричкой я поехала в деревню, где отдыхал мальчик. Вернулись на следующее утро и сразу, после трехчасовой дороги, отправились в школу. Меня удивило, что учительница не сделала даже попытки познакомиться с ребенком, как-то его успокоить. Так же повела себя и завуч, которая стала выяснять, чего мы хотим. Пришлось при Коле рассказывать о том, что его оформляют в детдом, что оттуда он выйдет в 18 лет и, если не поступит в училище или техникум, станет беспризорником. Надо «догнать» свой возраст. Малыш слушал это и очень нервничал, не меньше переживала и я.

Несмотря на сильное волнение, ребенок достаточно внятно ответил на вопросы: «Какие части речи знаешь? Какие падежи?».  Выглядел он при этом так, что я боялась – вдруг упадет в обморок. И тут ему велели писать диктант. Я возмутилась: «Если бы раньше предупредили, я бы его специально готовила!». «У меня инструкция», - непреклонно отрезала завуч.

После диктанта сразу, без отдыха, стали проверять технику речи. Попробовала еще раз возразить, но мои аргументы не были приняты во внимание. Учителя с непонятным удовольствием унизили ребенка, сказав в заключение: «Пойдешь в третий класс». Не попытались разобраться, что же он на самом деле знает, не похвалили за трудолюбие и усидчивость. Коля пулей выскочил из школы и долго рыдал на улице. Домой он идти отказался, и я долго ждала его, гадая, вернется или ударится в бега? Слава богу, вернулся и первого сентября пошел в третий класс. Учительница и ребята ему понравились, пока он с удовольствием учится.

Когда я рассказала эту историю своим взрослым детям, они ответили: «А что ты хочешь? Это же обычная школа, где детей за людей не считают». Многое изменилось в нашей жизни за последние 10-15 лет, лишь школа осталась той же – равнодушной, безжалостной, недоброй к детям. Неужели и внуков я поведу в эту мясорубку? И еще одно, на что хотелось бы обратить внимание. Проблему детской беспризорности надо решать всем миром, а не сваливать ее только на работников милиции, центров реабилитации, детских домов. Обидеть сироту, добить подранка проще простого. На самом же деле школа должна активнее помогать детям – всем, не только благополучным.

НАЙДИ МЕНЯ

Сегодня мы немного отходим от сложившейся традиции – рассказываем не о тех, кого можно усыновить, а о тех, кто слова «Найди меня» обращает к близким людям. Эти ребята живут в детском доме поселка Новошахтинского.

Десятилетний Денис на государственном обеспечении уже более трех лет. Он сам попросил, чтобы его сфотографировали, и рассказал такую историю: «С мамой, двумя сестрами и братом я жил в Уссурийске, в соседнем доме была квартира дедушки. Мама работала на китайском рынке, я ей часто помогал, но однажды она выгнала меня из дома, сказала, что я плохой. Я поселился на рынке, там же встречался с мамой. Потом меня забрала милиция, отправила в приют. После этого я оказался в детдоме. Однажды написал письмо, на конверте указал – Уссурийск, маме. Но она не ответила. Напишите, пожалуйста, в газете такие слова: «Мама, забери меня отсюда и не бей, мы будем жить счастливо».

Оля из своих 12 лет почти семь в детдоме. Ее мать, находясь в местах не столь отдаленных, дочке не написала ни строчки. Когда освободилась, приехала навестить. Воспитатели поначалу поверили эффектной женщине, сказавшей, что как только немного обустроится, Олю заберет. Похоже, этой незнакомой «тете» не поверила только сама девочка. Говорят, это ребенок с характером, ей трудно навязать мнение, с которым она не согласна. Прошло несколько месяцев, мать-кукушка вновь посетила детдом, оставив на этот раз записку директору: «Живу в общежитии, заберу дочь в течение года». Время идет… В ответ на вопрос: «Очень домой хочется?» - Оля лишь плечами пожала. Прокомментировали воспитатели: «Она даже не представляет, что такое жизнь в семье».

Юра – первоклассник. Он совсем недавно в детдоме, поэтому пока друзьями не обзавелся. Похоже, очень эмоционален, с трудом сдерживал волнение, отвечая на вопросы. Судьба его тоже не проста. Привела мальчика в казенное учреждение бабушка, на попечение которой дочь оставила ребенка. Вскоре мама, выйдя замуж, забрала сына, но муж скоропостижно скончался, и женщина не нашла ничего лучшего в данной ситуации, чем оставить Юру подруге. Естественно, судьба вновь открыла перед ним двери детского дома. Мальчик любит читать и рисовать, но очень скован – видно, как он нуждается в домашнем тепле. Может быть, мать вновь выйдет замуж и опять заберет сына? Однако создалось впечатление, что у Юры надежда на столь «благоприятное продолжение» убывает с каждым часом.

Телефон отдела опеки и попечительства Михайловского района – (246) 2-12-49, департамента образования и науки администрации ПК – 400-400, представительства Всемирной ассоциации детей и родителей – 319-746.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток», совместно с представительством Всемирной ассоциации детей и родителей