Страсти по игле

Нужен ли Приморскому краю центр традиционной медицины?

9 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1423 от 9 сент. 2003

Справка "В". В сентябре 1990 года на базе отделения иглотерапии краевой клинической больницы был организован Международный центр акупунктуры и традиционной восточной медицины, впоследствии переименованный в Приморский краевой центр традиционной медицины.

Непосвященному человеку порой кажется, что традиционная медицина – это именно та, услугами которой мы пользуемся постоянно, то есть таблетки, уколы, рентген... Однако именно традиционная подразумевает многовековой опыт врачевателей и, в частности, восточных, которые, не пользуясь привычными нам методами (или во взаимодействии с ними), исцеляют страждущих иглами, полынными сигарами, массажем... Для того чтобы процедуры были безупречно эффективны, при создании центра старались не нарушить ни одного правила – для  паркета антистатического пола подбиралась специальная древесина, перегородки между кабинками возводили из дерева и кожи. Современность представлена компьютерной сетью, а также ультразвуковым аппаратом для стерилизации инструментария, специальным японским автоклавом, подводкой электроаппаратуры в каждую кабинку. Все делалось с любовью и большой затратой денежных средств – благо, откликнулись многочисленные спонсоры, благодарные медикам за возвращенное здоровье.

На базе центра работает кафедра традиционной медицины ВГМУ, сотрудники которой – опытнейшие специалисты – не только учат молодых врачей из Приморского и Хабаровского краев, с Сахалина, Камчатки, из Якутии, но и сами оказывают помощь больным. Врачи этого подразделения краевой больницы разрабатывают и внедряют новые эффективные методы диагностики и лечения, ведут большую организационно-методическую работу. Они по праву гордятся тем, что организация их работы принята как отраслевой стандарт в России.

Справка "В". За время существования центра в нем прошли лечение 64718 больных стационара краевой больницы. Эффективность лечения составляет 85-90 процентов. На уникальной диагностической аппаратуре, разработанной здесь же, защищено более 30 диссертаций.

Многочисленные рапорты заведующих отделениями краевой больницы на имя главного врача свидетельствуют: «На высоком уровне проводится лечение послеоперационных функциональных расстройств и болевых синдромов, что является показателем перспективности использования рефлексотерапии», «Применение иглорефлексотерапии в предоперационной подготовке и послеоперационном ведении значительно укорачивает восстановительный период и сокращает пребывание пациента на больничной койке».

Несмотря на положительную оценку работы центра департаментом здравоохранения, хорошие отзывы врачей других специальностей и искреннюю благодарность пациентов, в краевой больнице возник конфликт. Главный рефлексотерапевт департамента здравоохранения администрации ПК доктор медицинских наук Юрий Пономарев, который одновременно возглавляет кафедру ВГМУ и работает в центре на полставки, убежден, что в последнее время к центру стали относиться предвзято. Юрий Васильевич говорит: «Наши методы наименее затратны в финансовом плане – это не дорогостоящие лекарственные препараты, которые доступны далеко не всем пациентам.

Многие годы работы центра доказали его эффективность – большинство больных испытывают моментальное облегчение, исчезает болевой синдром, который не могли снять другие специалисты. На кафедре мы ежегодно готовим до ста профессионалов этого профиля, в которых так нуждается край. У нас трудится уникальный переводчик – нет на Дальнем Востоке человека, который с такой точностью смог бы переводить старинные сложные тексты. Однако реорганизация центра в отделение, значительное сокращение штатов ставят крест на многолетней работе. Уйдут опытнейшие сотрудники кафедры, мы потеряем редчайшего переводчика и компьютерщика, ставшего автором более 10 патентов. Никто не создаст нам необходимых условий для работы. И если совсем недавно стоял вопрос о создании института рефлексотерапии на базе центра, то теперь идет речь хотя бы о  сохранении существующего подразделения. Главный врач даже не пригласил специалистов, чтобы разъяснить свою позицию. Похоже, мы ему просто не нужны».

Юрий Васильевич недалек от истины. Главный врач краевой больницы Валерий Лохов был откровенен: «Нашей больнице такой центр не нужен. Если он нужен краю или медицинскому университету, пусть они и заботятся о нем. Мы же в первую очередь должны думать о средствах, которые тратятся непродуманно. Тем не менее мы предложили сотрудникам центра перебраться в новое помещение, где будет сделан соответствующий ремонт. А раздутые штаты, естественно, сократим – мы думаем вообще сократить штаты процентов на 20, но без дворников и плотников остаться не можем. Следовательно, сократим лишние ставки врачей. На сэкономленные деньги сможем закупать лекарства, расходные материалы, улучшить питание больных. И не забывайте, что я лишь исполнитель. Решение о реорганизации центра принималось на другом уровне – департамента здравоохранения и администрации края. Если рефлексотерапевты хотят работать, они могут обратиться в диагностический центр или другие больницы, которые посчитают для себя необходимым содержать подобный центр. Да и хозрасчетное предприятие  могут организовать».

А вот заместитель руководителя департамента здравоохранения Галина Горшунова считает ситуацию надуманной. «Нам всем пора уже научиться считать деньги, - сказала Галина Петровна. – Да, там работают высококлассные специалисты, но трудятся они не на тот объем зарплаты, который требуют. К тому же врач должен идти к больному, а не наоборот. Поэтому предлагаемого помещения хватит. Переводчик же и инженер по обслуживанию сложной техники должны работать на хозрасчетной основе. Я подчеркиваю – это нужный центр, мы ни в коем случае не хотим от него отказываться, как и от кафедры, которая готовит специалистов данного профиля. Но условия изменились – нужно искать оптимальный вариант».

Мы действительно должны научиться считать деньги. Поэтому мне пришлось трижды задать один и тот же вопрос главному врачу. «Валерий Анатольевич, - взывала я. – Есть ли у вас экономическое обоснование? Сделаны ли расчеты, насколько выгодно сломать подготовленные помещения и создать все на новом месте?». В конце концов руководитель краевой больницы не выдержал: «Да есть, все у нас есть! Нам выгоднее на этих площадях разместить отделение функциональной диагностики, где будут палаты с сестринским наблюдением. А центру достаточно и того, что мы выделим».

Вполне возможно, что специалисты правы, и бесплатная помощь больным превращается постепенно в анахронизм. Возможно, и студентам достаточно лекционного зала вместо привычных учебных комнат, а врачи все процедуры смогут проводить прямо в палатах (хотя они утверждают, что это нереально). Хотелось бы только, чтобы уважаемые медики не скрещивали шпаги, а искали компромисс. Ведь все представители этой профессии работают ради единственной цели – нашего с вами здоровья. Было бы обидно в этой ситуации оказаться в роли ребенка, выплеснутого вместе с водой. К тому же мы успели поверить президенту, который совсем недавно сказал, что приоритетными направлениями на ближайшее время будут медицина и образование. Краевой центр традиционной медицины, кафедра ВГМУ, тысячи вылеченных людей – это все из одной оперы. Правда, разумное распределение денег – из той же оперы под коротким названием «Здоровье и жизнь».

Справка "В". Из приказов Министерства здравоохранения РФ и департамента здравоохранения администрации ПК: «Обратить внимание на повышение объемов оказания специализированной рефлексотерапевтической помощи…», «Способствовать активному внедрению рефлексотерапии и рефлексодиагностики в комплексном лечении стационарных и амбулаторных больных».

Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»