Если завтра война

При искусственных техногенных катастрофах Китай ждет жесточайший голод (помимо стандартного постоянного поста). С мировых рынков китайцев вышибут другие азиаты-тихоокеанцы. Продление войны на срок до одного года, голод, наводнения, гигантские потери вызовут резкое обострение внутрикитайских проблем. Первыми отпадут уйгуры, тут же отпадает Тибет; Вьетнам оттяпывает под шумок части провинции Юнань и Чжуанского округа, остров Хайнань и помельче. Начинаются массовые народные волнения. Следует повторное уничтожение частично восстановленных плотин... Дальше можно фантазировать до бесконечности...…

7 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1405 от 7 авг. 2003

Окончание.
Начало в номерах за 5, 6 августа

При искусственных техногенных катастрофах Китай ждет жесточайший голод (помимо стандартного постоянного поста). С мировых рынков китайцев вышибут другие азиаты-тихоокеанцы. Продление войны на срок до одного года, голод, наводнения, гигантские потери вызовут резкое обострение внутрикитайских проблем. Первыми отпадут уйгуры, тут же отпадает Тибет; Вьетнам оттяпывает под шумок части провинции Юнань и Чжуанского округа, остров Хайнань и помельче. Начинаются массовые народные волнения. Следует повторное уничтожение частично восстановленных плотин... Дальше можно фантазировать до бесконечности...…

Итог. Ничего хорошего от войны с Россией Китай не ждет. Любые преимущества, которые может теоретически получить Китай, не стоят и малой части тех проблем, которые ему при этом придется решать.

Все это говорит о том, что не следует всерьез опасаться войны с Китаем.

Гони от себя злобу, вот лучший способ
держаться вдали от беды.
Хун Цзы Чен

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

Китай - очень своеобразная страна, а китайцы - очень своеобразный народ. Представляется совершенно верным мнение о том, что Китай - есть оригинальная цивилизация, как та же Европа или Россия. Любое привнесенное извне творчески обрабатывается и переделывается. То, что получается, может быть лучше оригинала, может быть хуже, но зато всегда свое.  Это распространяется буквально на все стороны жизни – политику, технику, идеологию, военное искусство...

Чужд ли нам Китай? Мне кажется, что чужд. Но становится ли он от этого автоматически врагом? Вот здесь надо добиваться того, чтобы этого не произошло. Пусть он будет своеобразным соседом, живя рядом с которым порох надо держать сухим. Пусть нам необходимо отвлекать часть ресурсов от главного геополитического направления на это. Увы – это неизбежно. Нам есть что делить, есть о чем ругаться и даже драться. Есть, есть! Давайте смотреть правде в глаза. Ему бы очень хотелось прибрать к рукам наше Приморье и Забайкалье, выйти к богатствам Сибири, опустить Казахстан до уровня своей провинции, установить контроль над Средней Азией и т. п. Это все объективно, никаких натяжек. И - увы нам! Китай сейчас развивается полным ходом. А мы...

Все написанное выше справедливо на сегодня. Но уже через 5-10 лет, если все у нас так и будет идти, как сейчас, ситуация качнется в другую сторону. А через 10-15 лет изменится кардинально. Не забудем и предупреждения Нострадамуса на этот счет (после 1999 г. стоит сменить свое мнение о нем - дядька оказался серьезнее, чем думали). Безмятежная серость будней «холодной войны» прошла. Мир все больше багровеет от напряженности. И это только начало. Может быть, начало конца.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
(в рамках ответа на первые комментарии в Интернете)

Как мы уже говорили, на протяжении многих десятилетий периода правления Мао Цзэдуна НОАК, так же как и весь Китай, готовилась только к ведению так называемой народной войны. Сущность ее в двух словах заключается в том,  что при внешней агрессии народ совместно с армией встает на защиту страны в партизанской войне. Задача остановки агрессора и тем более его разгрома перед регулярной армией не ставилась. Это принципиально важный момент, который объясняет расстановку стратегических приоритетов в строительстве китайских вооруженных  сил. Китай готовился (и был готов!) к тотальной партизанской войне и в некоторых случаях охотно делился разработанными рецептами с теми, кого считал своими если уж не союзниками, то друзьями по случаю. Например, с теми же афганскими моджахедами в период нахождения там советских войск.

Этот факт предопределяет реальную неспособность НОАК вести полноценные наступательные операции в этот период.

Как же тогда оценить его «смелость» на Даманском и у озера Жаланашколь и попытку вторжения во Вьетнам? «Если ты чего-то не можешь, то показывай что можешь». Этот постулат Сунь Цзы (абсолютно верный, кстати) у китайцев, можно сказать, в крови. Причем имеются характерные различия в реализации этого военно-теоретического постулата европейскими и китайскими военными. Если европейские военные были более склонны к некоторому принижению собственных возможностей, то китайцы, наоборот, к их сильнейшему завышению. Причем  китайцы зачастую в это верят сами! Это, если хотите, национальная особенность. Итак, недальновидно устроив «даманские» инциденты (а их было несколько), китайцы добились несколько новых условий: полностью прекратилась помощь СССР, в самом СССР начала развиваться китаефобия среди населения, ВС СССР резко усилили свои группировки на советско-китайской границе и ввели мощную ударную армию в Монголию. Как явствует из последствий инцидентов, чересчур эмоциональные китайцы просто сглупили, устроив их. (Следует заметить, что обычно инциденты подобного рода задумываются на самом верху власти и проводятся только после тщательнейшей проработки возможных последствий. То, что руководство КНР пошло на этот шаг, говорит о не очень высоком интеллектуальном уровне госаппарата Мао, идущего на поводу мелкокорыстных внутренних интересов и националистических эмоций в ущерб стратегическим.)

Совершенным позором закончилась для НОАК и операция в Северном Вьетнаме. Чуть ли не лучшие регулярные китайские войска были разбиты и отброшены на свою территорию вьетнамскими пограничниками и ополченцами еще до подхода регулярных частей.

Преувеличивает ли автор мощь современной российской армии? Не завышает ли он вообще совокупный военный потенциал РФ? А сколько у русских танков?

Нет, не преувеличиваю и не завышаю. Скорее даже занижаю (см. причину выше). Я специально обращаю внимание читателя на тот факт, что в силу невозможности Китаем скрыть подготовительные мероприятия Россия сумеет принять ВСЕ необходимые меры для отражения агрессии. (Поскольку вопросы мобилизации и подготовки к войне вообще являются обширнейшей и сложнейшей темой, то мы не можем ее  здесь осветить в рамках комментариев. Для этого потребовалось бы написать отдельную объемную статью, дабы объяснить непрофессионалам ее аспекты.)

О политике...

Задача, которую ставил себе автор, не включает в себя рассмотрение геополитических вопросов. Задача была - показать невозможность победы Китая в войне против России чисто с военной точки зрения. Поэтому автор не приводил никаких геополитических, политических, экономических и культурологических соображений.

...Действительно,  Китай «развернут» в стратегическом отношении не на север (Россия), а на юг - юго-восток (Азиатско-Тихоокеанский регион, Индокитай) и запад (бывшая советская Средняя Азия и Туркестан). Постоянной костью в горле для Китая является проблема Тайваня, которую он обязан решить как первоочередную в военно-стратегическом отношении. Без аншлюса Тайваня активная экспансия Китая, выражаемая в военном отношении, невозможна. Китайское руководство это отчетливо сознает и прилагает основные усилия именно в этом направлении, все более и более приближаясь к тому моменту, когда будут созданы предпосылки для «воссоединения обоих Китаев». Его интерес в западном направлении объясняется относительной слабостью государственных режимов бывших советских среднеазиатских республик - Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана. Ситуация, при которой слабые государства контролируют важнейшие природные ресурсы, очень высоко котирующиеся на мировом рынке и позарез необходимые Китаю, автоматически вызывает  интерес с его стороны. В его глазах природные богатства этого региона «плохо лежат». Несколько другая ситуация наблюдается в китайской экспансии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Индокитай. Здесь она выражается в основном в экономических и «спецслужбовских» (в том числе и мафиозных - триадовских) аспектах. Здесь его влияние выражается не только на официальном уровне, но и на неофициальном - подсознательном уровне. Дело в том, что государства этого региона находятся совместно с Китаем примерно в одних цивилизационных рамках, в связи с чем наиболее подвержены специфической китайской стратегии экспансии. По отношению к этим странам наиболее легко применимы постулаты Сунь Цзы.

Все это подтверждает то, что Китай не планирует никакой вооруженной агрессии против России как минимум на ближайшие 8-10 лет.  И среди одной из причин фигурирует и военная слабость Китая по отношению к России.

А кто вообще виноват в такой отсталости Китая? По-моему, виноват Мао. «Интеллигенция - дерьмо нации», - любил повторять он. Может быть, и правильно, но извините - кто будет сидеть у чертежных досок и мониторов компьютеров? Кто будет организовывать научные исследования и производство? Кто, наконец, будет их всех ублажать пиликаньем на виолончели - без этого интеллигенты не могут никак? Кто будет клацать клавишами и тумблерами радиоэлектронных систем, их чинить и обслуживать? Вчерашний китайский крестьянин, который только вчера палкой себе насекомых для пропитания из земли выколупывал, на такое не способен. Хотим мы того или нет, но, объявив борьбу любой интеллектуальности и оставив голый энтузиазм, эпоха «культурной революции» не позволила Китаю добиться того, чего бы он мог достигнуть сейчас. К слову, Сталин при всей своей тирании, наоборот, вложил много в образование. Результат сказался в 60-80-е, когда СССР во многих вопросах сравнялся с техническим уровнем Запада или хотя бы мог хоть что-нибудь ему противопоставить. У Китая такой основы нет.

Нельзя противопоставлять дух интеллектуализму. Незачем! Они не отрицают и не противоречат друг другу. Пусть они идут вместе.

О геополитике...

Как видите, мы различаем политические аспекты и геополитические, несмотря на то, что ныне модное слово геополитика начинает применяться везде и при всяком случае даже там, где таковой и не пахнет. Между тем есть достаточно точное определение геополитики как науки о противостоянии теллурократической и талассократической цивилизаций, суши и моря, евразийства и атлантизма, «военных» и «торговых»... И никак иначе. Так вот, геополитические аспекты взаимоотношений России и Китая следует рассматривать именно в таком  ключе. И здесь фактически все сводится к тому, как оценивать Китай – как более «военную» или как более «торговую» цивилизацию (относится она к береговым, т. е. промежуточному типу). А если еще более узко - к какому лагерю скорее всего примкнет Китай - к евразийскому или атлантическому?  Здесь мнения настолько  поляризуются, что невозможно принять чьи-либо доводы без того, чтобы не проигнорировать не менее доказательные доводы противной стороны. То есть  вопрос этот повисает в воздухе вплоть до собственно «момента истины». Вспомним одну из фраз Гегеля: «Хитрость состоит в том, чтобы дать объектам действовать друг на друга соответственно их природе... не вмешиваясь непосредственно в этот процесс, все же осуществлять свою собственную цель». Другими словами, может оказаться так, что Россию и Китай можно будет столкнуть лбами. Кто от этого выиграет - догадаться нетрудно: при любом раскладе в таком столкновении сливки снимут американцы. Так зачем это нам?

Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь держать нити в своих руках, не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать, когда идти, а когда стоять, не позволять дергать за них другим, и тогда ты вознесешься над сценой.
Хун Цзы Чен. «Вкус корней»

ОТ РЕДАКЦИИ

…Публикация статьи-гипотезы «Если завтра война» еще продолжалась, а на форуме нашего сайта (www.vladnews.ru) уже началось ее обсуждение. Похоже, мы попали в «горячую» точку…

Впрочем, как подчеркивалось на страницах «В» перед началом публикации, мы отнюдь не претендуем на истину в последней инстанции; более того – хорошо понимаем всю спорность любой позиции, любой точки зрения, кем бы она ни была высказана. Именно поэтому мы приглашаем к продолжению обсуждения (если хотите – дискуссии) всех, у кого есть свое продуманное мнение по обозначенной теме. В диапазоне от «Это – полный бред» до «Очень точное видение проблемы». Единственное требование состоит в том, что эмоциональной оценки мало; всякая позиция должна быть тщательно аргументирована, продумана, взвешена.

Именно при вашей, читателей «В», поддержке мы рассчитываем продолжить разговор на страницах газеты на следующей неделе. Наши адреса – географический и электронный – есть в каждом номере.

Автор: окончание