Практическая жилка

Абитуриентов здесь этим летом, как никогда, много – три с половиной тысячи выпускников школ выбрали именно этот университет своей альма-матер. Возрастающий год от года интерес к вузу убедительнее всего подтверждает, что в свои 35 лет он состоялся. Для человека это прекрасный возраст. С одной стороны, не спешит прощаться молодость, с другой - мудрым советчиком становится зрелость. Пример ВГУЭС показывает, что точно так же это время расцвета и для учебного заведения. Университет уверенно идет вперед, предлагая молодежи широкие возможности для того, чтобы найти себя в сегодняшней жизни. Его отличает практическая жилка, без которой в современном мире никак нельзя.

7 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1405 от 7 авг. 2003

Абитуриентов здесь этим летом, как никогда, много – три с половиной тысячи выпускников школ выбрали именно этот университет своей альма-матер. Возрастающий год от года интерес к вузу убедительнее всего подтверждает,  что в свои 35 лет он состоялся. Для человека это прекрасный возраст. С одной стороны, не спешит прощаться молодость, с другой - мудрым советчиком становится зрелость. Пример ВГУЭС показывает, что точно так же это время расцвета и для учебного заведения. Университет уверенно идет вперед, предлагая молодежи широкие возможности для того, чтобы найти себя в сегодняшней жизни. Его отличает практическая жилка, без которой в современном мире никак нельзя.

- Это наше безусловное достоинство по сравнению с вузами, ориентированными на углубленную теоретическую подготовку студентов, - считает ответственный секретарь приемной комиссии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Светлана Клименко. – Такая направленность была свойственна вузу с самого начала, и она привлекает нынешнюю прагматичную и деловитую молодежь, для которой очень важно не отрываться от практики. О здоровой предусмотрительности вчерашних школьников говорят многие факты. Массовым явлением, например, стали случаи поступления сразу на две основные образовательные программы. Но поскольку государство предоставляет возможность учиться платно только по одной специальности, то финансовые затраты на получение второй родители берут на себя и идут на этот шаг осознанно, часто заранее накапливая необходимую сумму. Мне кажется, родители сегодня во многом тоже стали другими. Большинство из них очень серьезно относятся к будущей профессии сына или дочери, не оставляют их один на один с трудным выбором.    

- Но ведь можно добиться обратного эффекта, и по указке мамы и папы будет выбрана специальность, к которой совсем не лежит душа.

- Такое случается, поэтому мы считаем, что тоже не должны оставаться в стороне. Слишком важный это этап в жизни – выбор профессии. У нас уже много лет действует система консультирования абитуриентов и их профориентационного тестирования. В этом году наши консультанты кроме учебы прошли еще психологические тренинги. Для работы в приемной комиссии была создана слаженная команда, умеющая понять наклонности молодого человека, его интересы, сильные и слабые стороны. Ни в коем случае никто не перетягивает «канат» в пользу какого-то института или специальности, но переориентация абитуриентов в их интересах – отнюдь не редкость. Бывает и так, что приходится направлять потенциального первокурсника совсем в другой вуз, потому что отдаем себе отчет: именно там он найдет себя.

- И это в условиях острой конкуренции на рынке образовательных услуг и борьбы за каждого студента? Чаще игра идет в одни ворота. Создается даже впечатление, что в преддверии демографической «ямы» вузы мертвой хваткой держат каждого, кто оказался на их территории.

- Хотелось бы поспорить, но, увы, факты есть факты. Я сама как ответственный секретарь приемной комиссии не раз сталкивалась с тем, что абитуриенты, выбравшие после раздумий ВГУЭС, не могли забрать свои аттестаты из других вузов. Находились разные отговорки, вплоть до того, что  «распоряжение на этот счет должен подписать ректор». Вообще-то это нарушение закона. Всем известно, что абитуриент может поступать сразу в несколько вузов, предоставив туда копии школьных аттестатов. Но за два дня до зачисления он должен принести документы в то учебное заведение, на котором остановил свой окончательный выбор.

Самое же горькое, когда в пылу той самой борьбы за студента, о которой вы говорили, в его душу вносятся сомнения, способные даже поломать его судьбу. «Ты собрался во ВГУЭС? А лучше ничего не придумал?»  И начинается беззастенчивая антиагитация. Это то же самое, что сказать человеку, который лакомится любимым блюдом: «Фу, какую гадость ты ешь». Но ведь очевидно, что он сам может разобраться, что ему нравится, а что нет, что вкусно, а что не очень. Такое противостояние вузов в нашем городе и конкуренцией-то не назовешь. Конкуренцию я понимаю как постоянное повышение качества образования, определение номенклатуры специальностей, целесообразной для того или иного вуза, осваивание своей ниши. При этом – соблюдение профессиональной этики, уважительное отношение к труду друг друга и к выбору ребят. Сфера деятельности у нас очень деликатная, и некорректность по отношению друг к другу может иметь слишком далеко идущие последствия.

- Вы имеете в виду какие-то конкретные примеры?

- К великому сожалению, их не так уж мало. Вдруг оказалось, что не все вузы одинаково расценивают результаты централизованного тестирования, которое старшеклассники обычно проходят там, где им удобнее, ближе. Это может быть как наша база, так и база другого университета. А вот куда выпускник представит результаты, это его личное дело. В одном из вузов отказались принимать сертификаты итогов централизованного тестирования, проводившегося во ВГУЭС.  Нет надобности доказывать, что никаких нарушений у нас не было, все делалось в соответствии с министерской инструкцией…... Ребят жалко, в итоге они оказались в очень сложном положении.

Вряд ли можно доказать свою состоятельность, принижая достоинства коллег. Ответственный секретарь приемной комиссии уважаемого всеми нами ДВГУ, выступая в местной прессе, обмолвился о проблемах выпускников ВГУЭС с трудоустройством. Буквально мимоходом, несколькими словами. Но после этой публикации приходили ребята, родители, у которых родились сомнения, а не на самом ли деле так? И многие из них уже после того, как сделали выбор, снова оказались в тупике. Можно ли говорить после этого о корректности в вузовской среде?

- Ответственных секретарей приемных комиссий в канун горячей вступительной поры собирают для общего разговора?

- В этом году такого совещания не было. Прежде департамент образования краевой администрации брал на себя объединяющую функцию, старался сплотить вузы между собой, выработать единую стратегию. Это помогало в нашей общей работе.

- Желающих учиться во ВГУЭС нынче оказалось в полтора раза больше, чем в прошлом году, – достойная оценка престижа и популярности вуза.

- Один из ее секретов в том, что каждый абитуриент у нас получает к себе максимум внимания. Полная информация по всем вопросам жизни университета и ни одного грубого слова – закон работы приемной комиссии. Кроме того, щадящие цены и гибкая система скидок в случае платного обучения – это тоже немаловажно для многих семей.

- А если все-таки при поступлении схлопотал двойку?

- Слава богу, двойки, унижающие человеческое достоинство, мы изжили. Заработанные на тестировании баллы теперь не переводятся в привычные по прежним временам оценки. Поэтому может даже случиться так, что одаренный математик, заработавший явно не меньше пятерки, но сплоховавший на русском (раньше ему бы точно поставили двойку и отправили восвояси), будет зачислен на первый курс. Разве это не справедливо? Обиднее было бы, окажись он за бортом студенческой жизни.

Автор: Татьяна АЛЕКСАНДРОВА, «Владивосток»