Униженные и оскорбленные

Признаться, журналисты “В” не ожидали столь массового отклика на одну из небольших публикаций, где пожилая жительница Владивостока рассказала, как ее прилюдно оскорбила продавщица на оптовом рынке. Несколько дней телефон в редакционном отделе социально-экономических проблем не умолкал: “Мне тоже нахамили на рынке”, “Вышла из магазина с чувством обиды”, “Для них естественно унижать покупателей”…

31 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1401 от 31 июль 2003

Признаться, журналисты “В” не ожидали столь массового отклика на одну из небольших публикаций, где пожилая жительница Владивостока рассказала, как ее прилюдно оскорбила продавщица на оптовом рынке. Несколько дней телефон в редакционном отделе социально-экономических проблем не умолкал: “Мне тоже нахамили на рынке”, “Вышла из магазина с чувством обиды”, “Для них естественно унижать покупателей”…

Это значит – поднятая газетой тема затронула за живое. Причем разговор нынче идет главным образом не о недовесе или обсчете, а об унижении. Объяснить именно такой угол зрения сегодняшних покупателей несложно.

Дело в том, что с обманом в тех или иных формах мы вместе все-таки научились – или учимся – бороться. Если недодали сдачу либо, скажем, подсунули некачественный товар, обманутый покупатель идет к администратору магазина или рынка, обращается в госторгинспекцию, в отделы по защите прав потребителей, в городское контрольно-ревизионное управление.

В большинстве случаев защиту от недобросовестности торговцев найти можно, материальные потери – компенсировать. А вот куда идти, когда вас попросту обхамили, обругали? Не туда же, куда послали…...

Совет здесь единственный: обратиться непосредственно к хозяину торгового предприятия, будь то магазин, павильон или рыночный киоск (повсеместно должны быть указаны реквизиты владельца) и поведать о случившемся, потребовав извинений. А если вдруг хозяин окажется таким же грубияном, как его продавец – бывает и такое, - то хотя бы утешьте свое самолюбие, заявив, что никогда больше ничего даже за пять копеек в этой торговой точке приобретать не станете.

Несть числа приведенным читателями “В” примерам бытующей в торговле откровенной грубости, невежливости. Но не меньше ранит покупателей хамство, скажем так, неосознанное – когда работники магазинов даже не подозревают, что ведут себя совсем не так, как положено продавцам.

Возьмем для примера один из “любимых” магазинов автора этих строк. Слева от входа, где торгуют стиральным порошком, продавца отродясь нет на месте: то ли курит в таинственных недрах подсобок, то ли чай пьет. Появляется лишь через 10-15 минут, когда из соседних отделов передадут в “недра”, что у кассы давно томится покупатель. И не дай бог ему осведомиться:

- Что ж вы так надолго отлучаетесь?

Продавщица мгновенно идет в атаку:

- А вы, можно подумать, в туалет никогда не ходите? По большому?

Покупателю неловко – ведь воспитанные люди на такие темы не говорят, - он поспешно ретируется, а лицо дамы, которой противопоказано работать в торговле, расцветает торжествующей улыбкой победительницы.

В отделах напротив торгуют одеждой, посудой. Покупателей мало, поэтому девушки-продавцы обычно стоят, сбившись в стайку, и… громко обсуждают “прикид” тех, кто все же посетил магазин:

- Ты заметила, какие вон та мымра штанцы напялила? Умереть – не встать.

- Точно. У нее, небось, уже внуки есть, сама страшная, как смертный грех, а поди ж ты: и штанцы нацепила модные, и каблуки высоченные. Ей с клюшкой пора ходить!

По-видимому, девушкам вовсе не приходит в голову, что нельзя, неприлично злословить, сплетничать о посетителях.

Но самые яркие случаи “торговли наоборот” довелось наблюдать в кондитерском отделе того же магазина.

- Скажите, пожалуйста, - спрашивает женщина, разглядывая витрину, - вкусный этот рулет с цитрусовой начинкой? Я раньше покупала с кремовой. Вот не знаю, какой выбрать.

- И я не знаю, - усмехается продавщица. – Лично я такие вещи вообще не ем – фигуру берегу.

Что называется, спасибо за совет. Смутившись, несостоявшаяся покупательница, фигура которой, увы, не соответствует параметрам 90-60-90, отворачивается от витрины и бредет к выходу.

Можно только догадываться, сколько потенциальных покупателей потерял этот магазин из-за непрофессионального поведения продавцов...…

Именно незнание продавцами профессионального этикета зачастую огорчает тех, кого невольно обидели. Кто бывал за границей, помнит, как в магазинах к входящим устремляются со словами:

- Добрый день. Могу я вам чем-нибудь помочь?

Во Владивостоке в магазинах с посетителями не здороваются. В “приличных” интересуются:

- Что вы хотели?

Любой психолог скажет, что вопрос поставлен неверно и предполагает следующий ответ: может, раньше и хотел что-нибудь, а сейчас вроде уже не хочу, лучше пока просто осмотрюсь, приценюсь да и пойду восвояси.

Похоже, приморских продавцов учат разбираться в товарах, пробивать чеки в кассе, но никто не объясняет начинающим торговым работникам, как важно умение быть приятными для покупателей, любезными, тактичными.

Запомнилась сценка, увиденная в магазине, торгующем бытовой техникой. Недорогой телевизор выбирали женщина и мужчина средних лет – возможно, супруги. Или дама попросила знакомого помочь “определиться” с покупкой. Но окончательный выбор им подсказал продавец-консультант, толковый паренек, доходчиво разъяснивший, чем отличается одна модель от другой.

Женщина уже было достала кошелек, но тут парень все испортил, предложив:

- Вы, наверное, имеете право воспользоваться пенсионной скидкой?

Продавцы-консультанты в этом магазине молоденькие, им чуть больше двадцати, и неудивительно, что женщины за сорок как бы годятся им в матери и автоматически причисляются к разряду пенсионерок. Упомянутая дама, которой, очевидно, лет 45, вспыхнула, покосилась на своего спутника – понял ли он, что ее приняли за пенсионерку? Ужас! – и спрятала кошелек:

- Благодарю вас. Я решила не спешить с покупкой. Ведь надо узнать, что есть в других магазинах.

Возвращаясь к мнениям читателей “В” о необходимости “окультуривания” местной торговли, остановимся напоследок на проблеме взаимоотношений покупателей с охранниками. Их в некоторых супермаркетах больше, чем посетителей, хотя наверняка здесь наличествуют и видеокамеры слежения.

- Заскочила в супермаркет купить кофе, - рассказывает одна из читательниц. – Корзинку на входе не взяла – зачем она для маленькой банки? А когда стояла у полки и высматривала баночку подешевле, обнаружила возле себя троих охранников – один сзади, двое по бокам и буквально ощупывают взглядами мои руки, “пазуху” и висящую на плече дамскую сумочку. Мол, не “стырила” ли я что-нибудь? И хотя взятую с полки 50-граммовую банку кофе я так в ладошке и принесла в кассу, стоявший возле нее охранник заставил меня открыть сумочку, которая, замечу, так мала, что вмещает лишь косметичку, ключи и носовой платок.

Ну что тут скажешь?..

Автор: Светлана ЖУКОВА, «Владивосток»