Лечение искусством, или Душа на арттерапии

Возьмите лист бумаги, карандаш, краски – и рисуйте. Что в голову придет. А теперь взгляните на свой рисунок. Пустая середина, грязные черные, коричневые, багровые краски? Или, наоборот, очень правильные, но бездушные, мертвые линии? Вам пора врачевать душу. Она устала от пустоты, страха, гнева, агрессии. И у вас наверняка болеет тело. Потому что нельзя быть грязным изнутри и чистым снаружи. Так считают арттерапевты.

29 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1399 от 29 июль 2003

Возьмите лист бумаги, карандаш, краски – и рисуйте. Что в голову придет. А теперь взгляните на свой рисунок. Пустая середина, грязные черные, коричневые, багровые краски? Или, наоборот, очень правильные, но бездушные, мертвые линии? Вам пора врачевать душу. Она устала от пустоты, страха, гнева, агрессии. И у вас наверняка болеет тело. Потому что нельзя быть грязным изнутри и чистым снаружи. Так считают арттерапевты.

Кто такие арттерапевты? Это уникальные специалисты – психологи, художники, музыканты в одном лице. С помощью рисунка, музыки, песка, сказок они помогают пробудить в человеке – неважно, ребенке или взрослом - творческие способности и, опираясь на них, облегчить, исцелить тяжелую болезнь, показать красоту, доброту окружающего мира.

Во Владивостоке работают две арттерапевтические студии: в детской туберкулезной больнице и центре восстановительного лечения для детей с ДЦП и ограниченными возможностями. Организовать их помог фонд «Гуманность и милосердие» в рамках программы «Арттерапия – детям». На состоявшемся недавно «круглом столе» итоги года работы обсудили работники фонда, арттерапевты, врачи, художники...…

Валентина Ключникова, исполнительный  директор фонда «Гуманность и милосердие», уверена: две студии – это немало. «Мы помогли подобрать и обучить специалистов для работы с детьми, а это очень тонкий и сложный процесс, - рассказывает Валентина Семеновна. – Кроме того, закупаем краски, кисти, карандаши, специальную музыку».

Анастасия Горохова, завотделением узких специалистов детской туберкулезной больницы, работающая в фонде как волонтер и уже восемь лет – как арттерапевт, продолжает: «Дети до рождения слышат голос матери, музыку, поэтому музтерапия – самый экологичный и безопасный вид терапии. Введение ее в процесс основного лечения – например, туберкулеза, ДЦП – дает явные положительные результаты. Дыхание – это жизнь. Мы учим детей правильно дышать, а значит, увеличивается жизненная емкость легких. Массируются внутренние органы, активизируются глубинные защитные механизмы, которые лекарственными препаратами не подключить. Нормализуется нервно-психическое состояние. Когда начинаем работать с рисунком, у ребят снижается агрессивность. Видя перспективу на листе, дети получают ее в жизни. Спектр применения арттерапии очень широк, причем даже не в коррекционном, а в лечебном плане. Улучшаются функции почек – это доказано, работа легких, формула крови (мы отслеживаем по анализам, период наблюдений лично в нашей больнице пока маленький, но он подтверждает исследования, проведенные арттерапевтами других стран). Лично у меня зафиксировано три случая безмедикаментозного излечения энуреза – только с помощью сеансов арттерапии. Доказан и такой факт: процесс излечения туберкулезного плеврита у детей, посещающих музтерапию, идет быстрее. Но самое главное – врачуется душа. В нашей больнице большинство детей - социальные сироты. Им арттерапия показывает, что есть место, где можно радоваться, где их любят и в них верят. Излечить душу – и тело само излечится».

14-летнюю девочку с отставанием в психическом развитии на прием к арттерапевту Анастасии Сташенко привела мама. «Это была девочка-столбик, - рассказывает Анастасия Юрьевна, психолог и арттерапевт в центре восстановительного лечения. – Скажут: сиди – сидит. Спросят: хочешь встать? Сидит. Своих желаний у нее не было, слова «хочу» она практически не знала, всюду ходила за мамой хвостиком. Вот ее первые рисунки (на «круглый стол» арттерапевты привезли работы своих пациентов): как и все дети с ограниченными возможностями, она боялась запачкаться, заполнить весь лист. И вот ее последние работы: видите разницу? Какие яркие краски, какие нежные акварели! Она не просто научилась выражать эмоции, она научилась жить». Не путайте арт-терапевта с педагогом. Он не ставит своей целью научить ребенка «правильно» рисовать, кисти и краски для него – всего лишь инструменты, с помощью которых он раскрывает детскую душу, помогает ей развернуть крылья и научиться летать…...

Не все гладко в отношениях арттерапии и традиционной медицины, многие врачи презрительно усмехаются: рисуночки, сказочки, песочек…... Таблетки и скальпель – вот в чем суть! Приходится разубеждать, проводить семинары, доказывать... Мы плохо знаем свой организм, его внутренние резервы и скрытые возможности. Арттерапия как раз их и раскрывает. Когда внутри ребенка чистые краски – а на бумаге зеленая трава, голубое небо и яркое, большое солнце; когда он верит, что любим миром, когда не боится этого мира, тогда он счастлив. И здоров.   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»