Местный «папа»? Гость нежданный?

Участковый уполномоченный милиции чаще других встречается с народом, убежден министр внутренних дел Борис Грызлов, его работой определяется доверие к блюстителям порядка. Анискины в первую очередь должны заниматься профилактикой и выявлением правонарушений в жилых кварталах, квартирах, а не в лесах или киосках, уверен губернатор Приморья Сергей Дарькин. О том, что контроль над деятельностью российского хозяина участка нужно усилить, а жилье и необходимые для работы средства - предоставить, с запалом говорили и несколько лет назад… Но только теперь, кажется, слова начинают подкрепляться делами.

29 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1399 от 29 июль 2003

Участковый уполномоченный милиции чаще других встречается с народом, убежден министр внутренних дел Борис Грызлов, его работой определяется доверие к блюстителям порядка. Анискины в первую очередь должны заниматься профилактикой и выявлением правонарушений в жилых кварталах, квартирах, а не в лесах или киосках, уверен губернатор Приморья Сергей Дарькин. О том, что контроль над деятельностью российского хозяина участка нужно усилить, а жилье и необходимые для работы средства - предоставить, с запалом говорили и несколько лет назад… Но только теперь, кажется, слова начинают подкрепляться делами.

КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ КО МНЕ

Краевой бюджет на милицию увеличен в два раза, теперешняя должностная инструкция участковых явно полнее предыдущей, принятой в 1992 году. Если раньше обязанности стражей общественной безопасности умещались в 31 пункте, то в нынешнем документе (имеется в виду приказ № 900 от 16 сентября 2002 года «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции») таких пунктов - почти сотня. Приготовления к реализации инструкции во Владивостоке завершены. Близятся к концу подготовительные работы и в других приморских городах и селах. В паспортах на участок появились новые разделы. Участковым объявили: «Отныне вы обязаны проверять иностранных граждан самостоятельно». Многим уже выдали новые журналы – паспорта на жилые дома. А значит, списочный учет нам всем гарантирован. Другими словами, вот-вот в вашу дверь постучится местный дядя Степа и спросит: «Имя, фамилия, отчество? Где работаете? Квартиры внаем сдаете? Сколько машин имеете? Цвет, марка, модель? Место стоянки? Это ваша собака? Тогда – кличка, порода, окрас, особые приметы?  Прививки все сделаны?». Принцип такой же, как при переписи населения, – данные записываются исключительно с согласия жильца. Но с отдельными категориями граждан участковый должен провести «индивидуальную профилактическую работу». Имеются в виду наркоманы, алкоголики, владельцы оружия, ранее судимые.

За последнее десятилетие, считают составители документа, в российском обществе произошли  значительные перемены. Население, в том числе и не совсем законопослушное, стало юридически грамотнее. Поэтому новые требования к участковым вполне закономерны. Интересно, а что думают о приказе те, кому предстоит его испытывать на себе, – рядовые милиционеры?

ШКАФЫ ПОДВЕСИТЬ К ПОТОЛКУ?

- Отличная инструкция, - говорит участковый уполномоченный милиции Ленинского РУВД Владивостока капитан Алексей Рубанов, - на бумаге все как по маслу. А в реальной жизни – много бугров и шероховатостей. «Помещение участкового пункта милиции, - читаем в одной из глав, - оснащается мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи и специальной литературой». На одного сотрудника полагаются письменный стол, два стула (один - для него, другой - для посетителей), пара шкафов - платяной и для хранения служебной документации...… Нас на опорном пункте пятеро. Представьте здесь десять шкафов, столько же стульев...… Уместить, конечно, можно: кое-что к потолку подвесить, к стенам привинтить...… Комнатенка-то -  шесть с половиной квадратов. Нам еще повезло – угол есть, положенный телефонный аппарат. Домашние компьютер и принтер принесли. У других участковых и этого нет. А вот о двери с надежными замками,  сигнализации, приборе для питьевой воды и люстре, которые тоже в списке обязательных вещей, пока и мы только мечтаем…...

Просторный отремонтированный кабинет, портьеры на окнах, полноценная мебель, рация не одна на пятерых, а каждому. Машина не личная со своим бензином, а государственная. Цепочка простая: улучшится быт приморских участковых - повысится эффективность их работы - преступлений и правонарушений в крае станет меньше. Нетрудно догадаться: благое дело требует колоссальных материальных затрат.

СКОВОРОДА, ПЕТУХ И НЛО

Петух кукарекал, будильники отдыхали, а жители городской пятиэтажки страдали: ни днем, ни ночью нет покоя. С просьбой усмирить пернатого певуна обратились к участковому. Разговор с хозяйкой был недолгим: «Не примете мер – составим протокол за нарушение правил содержания домашних животных и птиц. Оштрафуем». Дама не упрямилась. Куриный суп наверняка удался…...

Супружеские бои на скалках и сковородах. Ночной «хэви-металл» в клубах марихуаны. Домашний пес, покусавший прохожего. Жена, пожаловавшаяся на мужа, обдавшего ее матерком. И… «покушение нечистой силы на пенсионерку». Истории эти крепко засели в памяти участкового уполномоченного милиции Ленинского РУВД Владивостока капитана Алексея Рубанова. Еще сотни случаев выветрились и потускнели.

- С новым приказом писанины станет больше, времени - меньше, - рассуждает Алексей Владимирович. – Чтобы опросить семь-восемь тысяч человек (примерно такая нагрузка у владивостокского участкового), месяцы уйдут. А ведь в паспорт на дом нужно еще внести информацию о прочности дома, его конструкции (это на случай пожара, землетрясения, теракта), о том, сколько в доме квартир и подъемников, есть ли чердак и подвал...… График у нас и без новшеств жесткий – ежедневно на разводе раздаются материалы, ставятся задачи. И начинается беготня: умер человек - едешь в морг за актом о вскрытии, сбила машина – несешься в больницу за справкой с диагнозом. А таких телефонограмм - три-четыре. В голове держишь: запросы из военкоматов лежат - нерадивых призывников нужно навестить. Да к условно осужденным заглянуть, узнать, проживают ли по месту прописки, устроились ли на работу. И потом регулярно заявления от граждан поступают. Иногда сомнительного содержания: «Обижает НЛО», «У соседей сверху воздух «пшикает». Бред, скажете? Возможно. Но дежурный принимает все, что пишется. Не поставит он на бумаге печать, выбросит ее в урну – будет наказан. Мы же по каждому заявлению с печатью должны провести проверку, установить наличие либо отсутствие состава преступления, административного правонарушения.

Служба участковых, действительно, одна из самых сложных и универсальных в управлении внутренних дел. Многие не выдерживают и  уходят на более спокойные должности. Итог? Некомплект сотрудников. Так было еще до принятия новой инструкции. Теперь, когда в три раза увеличилась нагрузка, думать, что проблема отпадет сама собой, было бы слишком наивно. Наверное, поэтому в приказе совершенно четко говорится: штат участковых увеличить, силы использовать по назначению. Последняя установка кажется руководству УВД Приморья трудновыполнимой. “Оперативная обстановка изменчива, - сказано в комментарии, - меры для ее стабилизации не всегда укладываются в рамки инструкций”. Вряд ли  о дискотеках на центральной площади и визитах в приморскую столицу высоких гостей участковые будут узнавать из газет. Остается лишь надеяться, что привлекать местных Анискиных к подобным мероприятиям будут реже…...

УЧАСТКОВЫЙ В ИДЕАЛЕ

Александр Подопригора, капитан милиции, старший участковый уполномоченный милиции Ленинского РУВД Владивостока:
- К нам обращаются в исключительных случаях, когда напрочь лопнуло терпение. Пожаловаться на соседа в той же Америке – да запросто! В России – не принято. Одни считают это стукачеством, другие боятся, что обидчик останется безнаказанным и отомстит. Найти понятых – целая проблема. Хочется, чтобы граждане больше доверяли участковым (тогда немало нарушений можно было бы не допустить). Многое зависит от нас. Но не все – государство должно проводить определенную работу. Опять же возьмем США: слово полицейского там равносильно словам обычных свидетелей,  а у нас милиционеры  редко выступают в суде. И потом, жалуясь на дебошира-алкоголика, соседи понимают: максимум на что я способен – это составить административный протокол и оштрафовать. Нет во Владивостоке приемника-распределителя. А теперь вспомните замечательный фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: в автобусе гражданин вел себя плохо, в итоге 15 суток работал на благо советского государства.… Бомжей гоняем с места на место. Ночлежками ведь тоже не богаты.

Сергей Шапошников, предприниматель:
- 40 лет живу во Владивостоке, а участкового своего видел лишь однажды. Было это еще в советские времена. Стук в дверь, открываю: стоит подтянутый, улыбается. «Я, - говорит, - ваш новый участковый. Пришел представиться, познакомиться. В случае чего - обращайтесь». Такой бальзам на душу. А ведь в идеале он минимум раз в месяц должен такие обходы делать, зайти спросить: «Как живете? Никто не мешает?». Тогда и о доверии можно говорить. Эх, все это хрустальные мечты! Невозможно навестить за день несколько тысяч человек. Сто-двести жильцов, не больше – норма участкового. А значит, штат нужно  увеличивать, нагрузку – сокращать.  

Ирина Молчанова, преподаватель английского языка:
- Участковый милиции должен быть как папа родной – защитником, каменной стеной. Пока все не так: наш участковый, например, ходит пешком, живет в сомнительных условиях, в кобуре - огурец, в кошельке - дыра, и работы – не передохнуть. Наверняка чувствует себя униженным...… Вряд ли в таких условиях возникает острое желание помогать людям.

Автор: Анастасия КРЕСТЬЕВА, «Владивосток»