В гимназию на 12 лет…

К давней поговорке о двух бедах России сегодня можно добавить две всегда горячие и актуальные темы: медицина и образование. Многое меняется в жизни человека XXI века, но болеть и рожать детей в этом столетии мы вряд ли перестанем… А когда чадушки подрастут, их придется учить.

29 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1399 от 29 июль 2003

К давней поговорке о двух бедах России сегодня можно добавить две всегда горячие и актуальные темы: медицина и образование. Многое меняется в жизни человека XXI века, но болеть и рожать детей в этом столетии мы вряд ли перестанем… А когда чадушки подрастут, их придется учить.

В какую школу придет твой ребенок, чему он там научится – этими вопросами задается каждый родитель вне зависимости от толщины его кошелька. И потому, обсудив с директором центра региональной политики Юрием Громыко животрепещущие проблемы азиатской стратегии России, я не могла не спросить его: «Где учатся ваши дети?».

ПРИМЕРУ СТАЛИНА ВЕРНЫ

Вопрос вертелся на языке еще и потому, что Юрий Вячеславович - директор центра экспериментальной и инновационной работы в образовании при Московском комитете образования, председатель экспертного совета по экспериментальным площадкам при РАЕН. Так где же грызут науку его дети? В колледже за границей?

- Моя дочь Тоня, ей 12 лет, учится в греко-латинской гимназии в Москве. В этом учебном заведении пытаются восстановить традиции русских классических гимназий XIX века. Дочь изучает три современных и два древних языка.

- А зачем? Чехов, Дорошевич, Аверченко много писали о том, насколько оторвано  от жизни было гимназическое образование… Ну кому может пригодиться в будущем знание супина от глагола «do»? Стоит ли реанимировать отжившее?

- Согласен, древние языки – большая нагрузка на ребенка и еще большая – на учителя. Ученик традиционной русской гимназии уже к седьмому классу должен знать историю так, как ее знает студент истфака МГУ! А преподаватель соответственно должен обладать знаниями в профессорском объеме! Это трудно. У нас плохое педагогическое образование. Его основу составляют предметно-дисциплинарные кафедры, а не психологические и антропологические дисциплины, которые учат понимать, что происходит с ребенком, как он развивается…...

Древние языки, понимание их структуры формируют культуру мышления. Можно вспомнить плеяду знаменитейших людей - Флоренский, Розанов, Леонтьев, которые именно благодаря прохождению через русскую гимназию с ее греческим и латынью сформировали особый тип гуманитарного мышления. И если в сегодняшней России не будет хотя бы небольшой части такой интеллигенции, мы потеряем огромные пласты культуры…...

- Вы считаете необходимым ломать и реформировать образовательную систему России? Как педагоги-новаторы лет 15 назад? Но зачем?

- На мой взгляд, движение педагогов-новаторов было типичной кампанией – по типу уборочной страды или походов на картошку. Новаторов поднимали на щит с совершенно определенной целью: вбить еще один клин в рушащийся социализм. Никаких же серьезных разработок, кардинально меняющих российское образование (даже у уважаемого мной Шаталина), не было. С научной точки зрения это был просто популизм.

Я занимаюсь экспериментальными площадками в образовании и могу сказать: сегодня есть несколько наукоемких идей и программ, нацеленных в будущее. Они касаются новых типов образования, интегративного образования, но это никак не связано с очередной полосой новаторства, имеющего, кстати, вульгарное экономическое обоснование. Мы идем в демографическую яму, и скоро резко сократится число школьников. Значит, надо не допустить безработицы среди учителей. На это направлена идея 12-летки, которую я называю искусственной геронтологизацией и дебилизацией нации: растягивается время обучения без изменения содержания. Ну слава богу, у руководства Минобра хватило ума и дальновидности потихоньку эту абсурдную идею спустить на тормозах. Такой же провальной и бессмысленной является идея единого государственного экзамена. На Западе люди, занимающиеся развитием образования, доказывают: тестирование, внедренное в высшее образование Америки, разрушает его. Выбор простой: либо образование объединяет нацию, чтобы учить всех на высше
м уровне, либо мы занимаемся отбором лиц, по тем или другим причинам наиболее приспособленных к сложившейся конъюнктуре.

Нынешняя так называемая реформа образования исходила из той мысли, что экономика развивается, а школа стоит на месте. На самом деле чем больше мы адаптируем детей к существующей реальности, тем меньше они к ней адаптированы. Те же, кто учится проектировать жизнь, а не приспосабливаться к ней, оказываются в выигрыше.

И частные школы до недавних пор были просто удобными камерами хранения детей богатых родителей. Но в этом году случился значимый скандал: господин Ходорковский забрал свое чадо из частной школы, четко сформулировав претензии: да, все очень хорошо, ребенка любят, уважают, ему вытирают сопли...… Но его не учат.

Кстати, об этой проблеме нас еще в начале 80-х годов американские педагоги предупреждали: в Штатах из 10 школ - пять реальных и пять симулятивных -  таких, где педагоги делают вид, что они учат, а ученики – что учатся. Впрочем, есть и другие примеры: частные колледжи, лицеи, в которых учитель, получая 500-700 долларов в месяц, очень напряженно, творчески работает. И требования к учебе там очень высокие. Но это небольшой процент, что печально…...

- 700 долларов? Это где ж такие деньги? У нас в крае учительницы работают чуть не до смерти, чтобы хоть как-то выжить! И молодой смены нет…

- Старение кадров опасно чем? Ребенку важно видеть рядом с собой молодых людей, которые хотят и могут работать в образовании, считают эту работу важной и значимой. А у нас из-за смешной зарплаты в школе работают пожилые женщины…... Вытягивают на личном героизме, на горбу...… Мы все критикуем Сталина, он был тиран и деспот, мой дед погиб в годы репрессий, но факт остается фактом: отношение к образованию с точки зрения финансового обеспечения было лучшим именно в те времена. На школу денег не жалели. Парадокс!

Вот сейчас возникла новая людоедская идея укрупнения сельских школ или превращения их в виртуальные. Это грандиозная ошибка -  как показывает опыт Австралии, США, Южной Америки, ничто не заменит реальное общение педагога с ребенком. Там, где ликвидируются школы, просто исчезают жители – спиваются, деградируют. Знаю, что в Приморье строятся сельские школы, и всячески это поддерживаю…... Хорошо, что хотя бы на местах понимают, в чем ключ возрождения страны. А вот как расставляются приоритеты у нашего правительства, непонятно. Мечтаю, чтобы доходы природной ренты были направлены на развитие села и образования деревенских ребят (ведь дело идет к массовой неграмотности!). И это было бы новой, мудрой региональной политикой…...

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток», фото предоставлено центром корпоративного предпринимательства