У вас какой профиль?

1 сентября в некоторых российских школах начнется эксперимент по профильному обучению. Это значит, что ученики старших классов разделятся на классы по интересам и природным талантам. В 2006 году профильной станет вся отечественная школа.

29 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1399 от 29 июль 2003

1 сентября в некоторых российских школах начнется эксперимент по профильному обучению. Это значит, что ученики старших классов разделятся на классы по интересам и природным талантам. В 2006 году профильной станет вся отечественная школа.

Пока эксперимент официально не коснется приморских школ. И все же подготовка к нему потихоньку начинается. В чем же идея профильной школы?

Как правило, в седьмом-восьмом классе и учителям, и учащимся становится совершенно ясно, кто более склонен к изучению гуманитарных дисциплин, а кто – стопроцентный “технарь” и легко справляется с математическими задачами. При этом учатся все дети по одинаковой программе, подчас механически “зубря” то, что никогда в жизни им не пригодится. Чтобы избавить учеников от лишней нагрузки, в министерстве образования активно совершенствуют базисный учебный план для старшей ступени, в котором предусмотрено восемь профилей обучения.

Теперь старшеклассники смогут выбрать физико-математическое, естественно-научное, социально-экономическое, гуманитарное, филологическое, информационно-технологическое, агротехнологическое или индустриально-технологическое направления обучения. Вполне вероятно, что к ним прибавятся еще два профиля – военный и эстетический. При этом в министерстве подчеркивают: профильное обучение – не предвузовская подготовка. В 9-м классе перед школьниками встанет проблема выбора не просто профиля обучения, а фактически жизненного пути. 

Во всех программах останутся базовые предметы, которые Минобраз отменять не собирается. В первую очередь это – русский язык, экзамен по которому предусмотрен практически в любом вузе, и физкультура, так необходимая хилым современным школьникам. В обязательную базовую программу войдут математика, история, литература и иностранный язык. Хотя жизнь юных гуманитариев станет проще. В их программе точным наукам отводится только три часа в неделю, столько же времени будет занимать преподавание истории и литературы, а осваивать иностранные языки они будут ежедневно.

Их технически настроенные ровесники станут посвящать точным дисциплинам в два раза больше времени – шесть часов в неделю. Это произойдет за счет сокращения изучения “физиками” гуманитарных дисциплин. По два часа в неделю им придется изучать историю и литературу, три часа учить иностранный. Избравшие естественно-научный профиль будут изучать физику, химию, биологию и географию раздельно, для остальных эти четыре предмета интегрируют в единый  курс “естествознание”. Причем он скорее всего, по планам Минобраза,  закончится еще в 9-м классе. Та же ситуация ждет урок обществоведения. А информатику, ОБЖ и технологию из обязательных предметов старшей ступени уже точно исключат вообще. Их начнут учить во 2-м классе и на средней ступени успеют полностью пройти.

Для безболезненного перехода школ на профильное обучение за парты посадят и педагогов. Уже в октябре закончится подготовка 640 тьютеров для работы с учителями в региональных институтах повышения квалификации. А всего до 2006 года необходимо переподготовить 28 тысяч работников образования.

Пока эксперимент будет проходить в 10 субъектах: это Якутия, Татарстан, Краснодарский край, Калининградская, Кемеровская, Московская, Новгородская, Псковская, Самарская и Челябинская области. 

Автор: Отдел гуманитарных новостей «В»