МУПы запутались в тарифных сетках

Подведомственная муниципальному унитарному предприятию (МУП) “Центральный” территория охватывает весь центр Владивостока: от инструментального завода до цирка. И если это предприятие среди себе подобных в городе не самое крупное, то наверняка самое проблемное. Ведь на его территории расположено самое ветхое жилье, да и по числу тех же туалетов типа сортир ему наверняка в городе нашенском нет равных.

29 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1399 от 29 июль 2003

Подведомственная муниципальному унитарному предприятию (МУП) “Центральный” территория охватывает весь центр Владивостока: от инструментального завода до цирка. И если это предприятие среди себе подобных в городе не самое крупное, то наверняка самое проблемное. Ведь на его территории расположено самое ветхое жилье, да и по числу тех же туалетов типа сортир ему наверняка в городе нашенском нет равных.

Постоянно находясь в прямом и переносном смысле в центре городских проблем, руководитель МУП “Центральный” Олег Волобуев знает о них не понаслышке. К нему-то корреспондент “В” и обратился с просьбой растолковать, почему гражданам Владивостока зачастую приходится жить в антисанитарных условиях. Хотя за уборку во дворах и подъездах мы в массе своей исправно платим.

- Населению, понятно, всегда кажется, что с него берут за коммунальные услуги лишнее. Хотя вопрос этот и спорный. Ведь основная причина, по которой у домов и на лестничных клетках нет надлежащего порядка, - дефицит кадров. А за те деньги, которые МУП может заплатить людям, призванным его навести, к нам просто никто не идет работать. Например, дворник, убирающий территорию вокруг двух многоквартирных домов и нескольких мусорных контейнеров, зарабатывает столько же, сколько и уборщица в небольшом торговом павильоне, т.е. около одной тысячи рублей. И это при том порой, не побоюсь сказать, скотском отношении людей к собственному жилью и окружающей его территории. Летящие из окон окурки – даже не самое страшное, хотя и недопустимое в нормальном обществе обстоятельство. Дворников гораздо больше смущают, например, отходы жизнедеятельности домашних питомцев. То же самое с подъездами, в некоторых из которых даже принято мочиться и оставлять пакеты с мусором. Но это проблемы общеизвестные. А вот то, что людям, которые моют подъезды и метут территорию, мы физически не можем заплатить больше, чем предписывает тарифная сетка, возможно, знают немногие. Расценки же на этот, пусть даже и неквалифицированный труд, прямо скажем, “ну очень смешные”. Про дворников мы уже говорили. Уборщица получает 1000 рублей за пять подъездов, где она должна ежедневно подметать и раз в неделю делать влажную уборку. И если все делать по уму и качественно, то за эту тысячу рублей в месяц ей  придется вовсе не выпускать из рук тряпку.

Мешает тарифная сетка и в таком деле, как, например, ремонт крыш. На выделяемые деньги нанять шабашников, не говоря уже о солидных фирмах, чтобы отремонтировать кровли домов, крайне тяжело. Ведь платить МУП может только по государственным расценкам, то есть около 28-30 рублей в час. В ту пору как бригады шабашников крышу кооперативного гаража кроют по цене 100 рублей за квадратный метр, муниципалы предлагают им за гораздо более скромные деньги затаскивать свое оборудование и расходные материалы в лучшем случае на крышу пятиэтажного дома. Домоуправление не может платить суммы, за которые люди берутся за подобную работу. Подход к делу, несмотря на рыночное окружение, в МУПе остался государственный, если не сказать социалистический. Конкурентная среда в такой ситуации развиваться не будет.

Как решить проблему?

По мнению Олега Волобуева, лучшим выходом было бы создание кондоминиумов. Но как человек здравый, он понимает, что до массового внедрения в нашу жизнь этих сообществ жильцов еще далеко. Поэтому на первом этапе жителям можно было бы организоваться под началом старшего по дому, договориться между собой и домоуправлением о том, чтобы не платить те небольшие деньги, которые проставлены в квитанциях за уборку территории и подъездов. Аккумулировать эти деньги и нанять себе  дворников и уборщиц столько, сколько позволят средства или посчитают необходимым сами жильцы. Или как вариант убирать во дворах и подъездах по графику самим. Сэкономленные деньги можно, например, пустить на ремонт. Город только должен вбить колышки, чтобы указать нанятым жильцами дворникам, где с них будет спрос за неубранную территорию.

Не надо, считает Олег Волобуев, жаловаться на неухоженные лестничные клетки, а стоит взять пять тысяч рублей, которые только и может дать вам МУП, и самим отремонтировать свой подъезд. Но он тут же признает, что за редким исключением деньги эти жильцы не берут, “ждут дядю”. А дядя не идет. Ведь не берутся же коммерческие фирмы за обслуживание жилья. Конкурс городская администрация в мае прошлого года объявляла. Но ни один коммерсант не подал заявку! Невыгодно.

Невыгодно еще и потому, что, например, в заведовании Волобуева исправно оплачивают услуги коммунальщиков только около 60 процентов жильцов. Отсюда вывод: пока у МУП не будет финансирования как у нормальной коммерческой фирмы, не будет и порядка.

Обижают муповцев не только жильцы, но и отец родной – город. Требует мэрия, например, списки домов, нуждающихся в капитальном ремонте, но в свои планы забивает далеко не все заявленные МУП дома, просит умерить аппетиты. А в случае появления от жильцов жалоб отсылают их “на землю”, в МУП, мол, они вас забыли внести в план.

Или такой пример. “Скачет” в квартирах электрическое напряжение по разным причинам, главная из которых - ветхая электропроводка, да к тому же еще и выполненная по старым стандартам. По идее ее реконструкцией (по нормативам - после 20 лет эксплуатации любого дома) должен заниматься владелец жилья – город. Но этого зачастую не происходит. Зато если “скакнет” в сети напряжение, для чего нужно немного, например, стоит при проведении так популярного ныне евроремонта подключить в квартире электросварку, и у кого-нибудь из соседей сгорит дорогостоящий электроприбор, - в этом случае пострадавший апеллирует в первую очередь к коммунальщикам. Три суда Волобуев уже проиграл.

Может быть, начальник МУП “Центральный” слишком многого хочет, но он убежден, что все собираемые с жильцов деньги нужно вновь вернуть исполнителям работ, то есть в МУП. А для этого функцию сбора квартплаты, как это делалось раньше, поручить домоуправлению. Если деньги на виду, то можно увереннее планировать деятельность жилищно-коммунального хозяйства. И не надо каждую неделю звонить в мэрию с вопросом, сколько и когда тебе дадут денег на проведение необходимых работ. Домоуправлениям стало бы работать легче. И, вероятно, было бы меньше нареканий в адрес коммунальщиков со стороны горожан.

Что же касается ближайших перспектив, то Олег Волобуев пока не видит причин надеяться, что в наших подъездах станет чище, а крыши перестанут течь. Слишком много проблем накопилось в системе ЖКХ. И те, о которых мы сегодня упомянули, - лишь малая их толика.

Автор: Виталий МОГИЛЬ, «Владивосток»