За морем «тойота» полушка

Предпринимаемые в последнее время российским правительством все новые и новые меры по ограничению ввоза подержанных импортных автомобилей в нашу страну своеобразно аукнулись в Японии. Там наблюдается резкий всплеск воровства престижных иномарок для последующей продажи в России. Японская полиция все жестче реагирует на это. Буквально недавно, 9 июля, уставшие от наглости некоторых наших соотечественников, замешанных в угонах и контрабанде машин, японцы арестовали капитана и еще одного члена команды российского грузового судна “Эпсилон-1”.

24 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1397 от 24 июль 2003

Предпринимаемые в последнее время российским правительством все новые и новые меры по ограничению ввоза подержанных импортных автомобилей в нашу страну своеобразно аукнулись в Японии. Там наблюдается резкий всплеск воровства престижных иномарок для последующей продажи в России. Японская полиция все жестче реагирует на это. Буквально недавно, 9 июля, уставшие от наглости некоторых наших соотечественников, замешанных в угонах и контрабанде машин, японцы арестовали капитана и еще одного члена команды российского грузового судна “Эпсилон-1”. На его борт были погружены четыре контрабандные машины, которые еще оказались и в угоне. Чуть раньше, в конце прошлого месяца, судом Ниигаты за автокражи  к полутора годам тюрьмы был приговорен россиянин Александр Ратников.

У японцев машины воруют давно. Частично этим занимаются их угонщики. Но вообще-то главными автобандитами в Стране восходящего солнца считаются выходцы из Бразилии и китайцы. Первые специализируются на машинах, многочисленные банды вторых – на велосипедах. Активно скупают и перепродают краденые машины, в том числе и нашим покупателям,  расплодившиеся в прибрежной Японии пакистанцы и афганцы, или, как их еще называют, паки.

В последние лет десять на богатый и непуганый авторынок Японии вышли и российские преступные группы. И если в начале 90-х они пользовались в основном услугами  местных угонщиков и перепродавцов краденого, то теперь, судя по сообщениям японской прессы, стали действовать в составе интернациональных преступных группировок.

Вот как описывает историю отбывающего наказание на островах автоугонщика Александра Ратникова газета “Иомиури симбун”:

“Если я открою рот, мне там не жить”. Арестованный за кражу престижных автомобилей россиянин, зовущийся Сашей (34 года), “закрыв таким образом рот”, дает понять, что этот бизнес организован. “ У меня там жена, сын и престарелая мать”. Говорит он лишь тогда, когда хочет вызвать сочувствие. Об украденных  престижных машинах говорит, что “делал это для того, чтобы кататься самому”.  

Восточный порт Ниигата. Здесь работают более 100 продавцов-посредников, занимающихся подержанными японскими автомобилями, которых продается более 30 тыс. штук в год, в основном в Россию. Саша, приехавший в Японию по короткой бизнес-визе, вместе с земляком Максимом (29 лет) работали в одной из контор в Восточном порту, формально занимались бизнесом, связанным с покупкой-продажей подержанных авто.

Рано утром 19 марта этого года Саша и Максим на машине, оформленной на своего работодателя, направились к дому одного из служащих, который  проживает в городе Коурияма префектуры Фукусима. Цель - угнать «Тойоту-Лендкруизер» (цена – около 4 млн. иен) . Саша, неоднократно осматривавший до этого “объект”, вскрывает замок зажигания  «Лендкруизера» и вставляет заранее приготовленный другой замок. Прикрепив на машину поддельный номерной знак, приятели возвращаются обратно. Вскоре россиян на угнанной  машине по подозрению в угоне задержали оперативники префектурального полицейского управления, которые все это время вели их.

Саша 3 года назад уже арестовывался полицейским управлением Тоямы по подозрению в угоне престижных авто. На этот раз он приехал в Японию под другой фамилией. Для “работы” купил более десятка замков зажигания и прочих нужных при угоне запчастей, совершал и другие действия, говорившие о наличии организованного угона”.

Интересно, что японские журналисты прозрачно намекают на принимавшего у себя русских угонщиков японского предпринимателя, в свою очередь, связанного с партнером из Токио. Именно оттуда шли предложения о нужных русским покупателям машинах. Не самая сложная, но для японцев, видимо, запутанная схема.

Далее газета продолжает: “Для следственных органов  существует “стена” в виде границы. Есть много русских, которые, по мнению следствия, имеют отношение к таким преступлениям и которые уезжают из Японии еще до того, как до них дойдут руки следствия. Провести полноценное расследование  только в Японии просто невозможно. Эти двое россиян ничего не сказали о своих подельниках и организации. Поэтому  Сашу  приговорили к 1 году 6 месяцам тюрьмы как совершившего  преступление в одиночку. Максиму даже не было предъявлено обвинение.

В этом году в префектуре были украдены 53 престижные машины (на конец мая), из них более 15 после того, как арестовали этих двоих россиян.

Источник в руководстве полицейского управления префектуры говорит: “У международных организованных преступных групп боссы находятся вне Японии. Рвется одна нить – и надо начинать все снова”.

Конечно,  японцы не сидят сложа руки. Они ловят не только  чужих угонщиков, но и своих. Весной этого года, например, на Хоккайдо были задержаны восемь японских угонщиков. Выяснилось, что машины предназначались для России.

Сами автовладельцы тоже ищут пути защиты. Теперь у японцев принято ставить джипы и дорогие машины под охрану систем “Джи-пи-эс”, помогающих определить месторасположение машины с помощью спутника. Спрятав такую игрушку где-нибудь в автомобиле, японцам удается потом определить стоянку своего угнанного авто. Но взять преступников  сложно. Угонщики стандартно объясняют, что их просто попросили перегнать автомобиль. Тем не менее только в Тояме за последнее время таким образом удалось предотвратить  вероятную отправку в Россию 250 угнанных машин.

Все это – лишь верхушка айсберга. Если японцы еще проводят нормальную таможенную очистку импортируемых в Россию подержанных машин, иногда проверяют их на угон, то с отправкой запчастей дела обстоят проще. В чем-в чем, а в разборке угнанных машин на агрегаты и  пересылке их в Приморье наши сильно поднаторели. Во Владивостоке  “сконструировать” из узлов почти новехонький автомобиль уже дело связей и оргтехники.

Иногда, особенно после редкой удачно проведенной операции по выявлению какой-нибудь отдельной группы автомобильных контрабандистов, наши таможенники и более серьезные органы начинают распространяться на счет плодотворного сотрудничества с японскими полицейскими. На самом деле это больше пиар. Что подтверждается хотя бы цитатами из японской газеты.

Мы далеки от того, чтобы искать причины русского  всплеска автокраж у соседей только лишь в по сути провокационных действиях нашего насквозь проллобированного отечественным автопромом правительства.  Воры, как говорится, должны сидеть в тюрьме. Но вот оказывается, что мало кто заинтересован в этом. Для моторизованной Японии пока масштабы угонов  мизерные. К тому же там машины страхуют, а страховым фирмам просто дороже обходится искать автомобиль. Раньше, когда дорогих машин для русских покупателей воровали меньше, японцы вообще неохотно шли на сотрудничество. Теперь вынуждены иногда реагировать. Был даже в истории Дальневосточного таможенного управления случай, когда японцы обратились с просьбой задержать прибывший в Приморье джип. Наши пошли навстречу и, получив в десятидневный срок из Японии подтверждающие документы, отправили машину обратно. Все расходы оплатил японский хозяин джипа. Нашим же борцам с контрабандой и угонами хватает работы  дома. Тем более что по идее накоротке с японской полицией и таможней должна быть специально созданная  Дальневосточная оперативная таможня. Пока там  связи больше на уровне обмена делегациями и тренингами. До серьезных совместных операций явно далеко. Вообще никакие взаимоотношения японских  полицейских с нашими гаишниками. Если, скажем, угнанный в Германии “Мерс” по линии Интерпола объявляется у нас в угон и “висит” в базе до  пяти лет, то угнанный и привезенный в Россию какой-нибудь не менее крутой “Лексус” в силу отсутствия официальных договоренностей  искать у нас никто не будет.

Пройдите на автомобильный рынок и узнайте стоимость престижных машин. На законно купленном в Японии джипе продавцы «поднимают» в среднем три тысячи долларов. На ворованном – минимум 15. Пока их там так легко можно будет воровать, а у нас так выгодно легализовывать - масштабы этой преступной деятельности будут только расти.

Автор: Виктор СЕРДЮК, «Владивосток»