Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Личность

Было время, и фильмы снимались

Сегодня так много изменилось в процессе создания документального кино и телесъемок, что недавние времена кажутся анахроничными. Между тем для людей, стоявших у истоков Приморского телевидения и «Дальтелефильма», – это целая эпоха, порой большая часть жизни. И оглядываясь на свое замечательное прошлое, им есть что вспомнить, чем гордиться.

Сегодня так много изменилось в процессе создания документального кино и телесъемок, что недавние времена кажутся анахроничными. Между тем для людей, стоявших у истоков Приморского телевидения и «Дальтелефильма», – это целая эпоха, порой большая часть жизни. И оглядываясь на свое замечательное прошлое, им есть что вспомнить, чем гордиться.

Первым и единственным мультипликатором в истории нашего телевидения был Павел Захаров. Коренной житель Владивостока, свою редкую по тому времени специальность получил, работая на Хабаровской студии кинохроники.
На «Дальтелефильм» пришел в самом начале его формирования, в феврале 1961 года. Первой работой студии был фильм о «Дальзаводе». Возникли проблемы с титрами. Вот тут незаменимость и уникальность профессии Павла Антоновича стала очевидной. Захаров взвалил на свои плечи всю работу, связанную и с титрами, и с мультипликацией.


Слушая подробный рассказ Павла Антоновича о его трудоемкой, кропотливой работе, так и хотелось воскликнуть: “Слава компьютерным технологиям!”. Только представьте: каждую букву в бесконечной череде слов, начиная с названия телефильма и кончая именами создателей ленты и словом “конец”, он вырезал ножницами из белой бумаги, потом аккуратно выкладывал на ровную поверхность в требуемую надпись и по одному кадру снимал кинокамерой. А чтобы объектив находился горизонтально над текстом, молодому тогда Паше Захарову приходилось забираться на стремянку и, балансируя лежа (!) на верхней ступеньке, производить съемку.

- Павел Антонович, а почему однажды вырезанные буквы не использовались повторно для титров другого фильма?

- Как можно?! Ведь если фильм о военных моряках – один шрифт, если о героизме колхозников на полях Приморья – другой, и уж совсем иные титры в ленте о красотах Дальнего Востока.

- Разве нельзя было просто писать тексты белой краской по темному фону?

- Но это было бы нарушением принятых на «Мосфильме» технологий.

- Сколько титров к фильмам на вашем счету?

- Я никогда не подсчитывал, но не меньше тысячи. Ведь помимо документальных лент я делал титры и для нашего телевидения, и для кинодокументалистов Анадыря, Сахалина, Камчатки, и для своих мультфильмов.

- На «Дальтелефильме» было соответствующее кинооборудование?

- Да ничего подобного тогда не было. Я сам смастерил мультстанок из списанного рентгеновского аппарата. Сам изготавливал кукол, маленькие декорации. А процесс съемок даже короткого мультика – ох, до чего же муторная работа. Ножку куколке переставил, закрепил иголочкой – снял кадр. И так бесконечно. Рисованный мультфильм - не менее трудоемкая работа. Для мультфильма, например, «Ну, погоди!» требуется нарисовать 10000 рисунков. Заметьте, в отличие от армии мультипликаторов того же «Союзмультфильма», я от начала до конца весь фильм делал практически один. Осветитель посветит, а режиссер предложит одну-две идеи. Мы же тогда ничего, кроме своей работы, не видели. В отпуск если и ходил раз в три года, и то отзывали.

- Что же такое экстренное могло стрястись в ваше отсутствие?

- Обратился ко мне как-то наш главный режиссер, мол, надо срочно помочь городу – отреставрировать золоченые буквы на памятнике борцам за власть Советов к 7 ноября. Специально для меня вызвали пожарную машину, вытянули лестницу, и я пополз наверх. И так вот на верхотуре тюкал кисточкой. Так что к празднику буквы сверкали как новые.

- Всерьез живописью не занимались?

- Как художник я начал работать с 48-го года. Меня приглашали писать портреты тогдашних партийных лидеров в воинскую часть. Не скажу, что это меня привлекало, но попробовал бы я отказаться тогда сделать портрет Сталина, Берия, Молотова или неточно отобразить лица вождей – прямая дорога на Колыму.

- Кого из бывших коллег вспоминаете добрым словом?

- Рядом со мной тогда работали крепкие профессионалы, а главное – надежные товарищи, интересные многогранные люди: Олег Канищев, Владимир Патрушев, Леонид Сафрошин и многие-многие мои коллеги.

- Павел Антонович, а вы не завидуете сегодняшним телевизионщикам, владеющим такой техникой, что вам и не снилась?

- Вот мне сегодня есть что вспомнить, а что вспомнят они? Как компьютер за них все придумал – только кнопки нажимай? Нет, я не завидую. В тех моих титрах были душа, тепло рук… Не подумайте, что против новых технологий.

- Ваш стаж на «Дальтелефильме» солидный - тридцать лет. О чем сегодня вспоминается с особым трепетом?

- Сегодня этому не придают значения, но я горжусь своими грамотами, которые мне вручали высокие начальники, жали руку и говорили слова благодарности. Валентин Ткачев, он тогда возглавлял телевидение, однажды сказал мне такие удивительные слова о моем вкладе в документальное кино, что в тот момент хотелось горы свернуть. Все, что связано с судьбой, историей человека, города, края, должно быть зафиксировано. Иногда просто в памяти. Но лучше на документальной киноленте. Куда ж мы без своей истории?..

Автор : Татьяна БАТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Лесозаводск круче Владивостока

Как сообщает «Восток-Медиа», глава Лесозаводска Николай Воробьев установил единый тариф на автобусные перевозки в размере 6 рублей. Видимо, градоначальник руководствовался принципом среднего арифметического: ранее горожанам предлагался выбор: семирублевые маршрутки «Транс-Экспресс» или пятирублевые муниципальные автобусы. Теперь их уравняли.

Последнее от удэге

Персональная выставка Владимира Бойко под названием «Удэге – лесные люди» открылась вчера во Владивостоке, в музее им. Арсеньева.

Бензин дорожает

Рост цен на нефть на внутреннем рынке, а также ожидаемое увеличение тарифов на железнодорожные перевозки привели к тому, что вот уже второй день подряд во Владивостоке отмечается повышение цен на бензин и дизельное топливо.

Находка впереди

Находка – самый рисковый город в Приморском крае, потому что здесь больше всего спидоносцев. Не всякое лидерство одинаково полезно.

Подполковник распустил руки

Военной прокуратурой расследовано уголовное дело в отношении подполковника Игоря Добровольского.

Последние номера