Как сажа бела

Центр Дальнереченска делится на два крупных микрорайона, жилищный фонд которых представлен традиционными пятиэтажками. Один - постарше, другой - помоложе. Если речь заходит о подготовке к зиме городского теплового хозяйства, то фигурируют в ней большей частью именно два этих жилых квартала.

9 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1388 от 9 июль 2003

Центр Дальнереченска делится на два крупных микрорайона, жилищный фонд  которых представлен традиционными пятиэтажками. Один - постарше, другой - помоложе. Если речь заходит о подготовке к зиме городского теплового хозяйства, то фигурируют в ней  большей частью  именно два этих жилых  квартала.

Проблем больше в том, что постарше, - десятом. Котельная, обогревающая его, построена в 70-х  годах прошлого века. Она давно морально и физически устарела, не дает необходимого тепла, экологически вредна. Пристроилась она в центре микрорайона, бок о бок с жилыми домами. С началом отопительного сезона ее малорослая труба обильно орошает соседей жуткой сажей, вызывая у домохозяек, вывешивающих на просушку постиранное, приступы праведного гнева.

А еще есть одна у жителей мечта - дождаться обещаемого вот уже три десятка лет горячего водоснабжения.  Многие народные избранники любили записывать в свои предвыборные обещания пункты о ванных с горячей водой. Реально же сделать сказку былью попытался лишь бывший  мэр города, депутат краевого Законодательного собрания Михаил Николаевич Личенко, к сожалению, два года назад безвременно ушедший от нас в мир иной. Хотя какая это сказка - горячая вода в ванной - на дворе ведь ХХ1 век. В области теплообеспечения города  он решал  две проблемы: необходимо было отогреть замерзающий напрочь  пятитысячный поселок ЛДК,  убрать из центра города чадящую котельную, а заодно решить и проблему горячего водоснабжения.

Эффект между прошлым и тем, что стало, был в высшей степени превосходным. В поселке ЛДК за год была построена новая котельная. У городских  деревообработчиков появилось тепло и горячая вода, резко ослабла социальная напряженность. На котельную провозили глав администраций и  депутатов со всего края для обмена опытом.  Вторая часть программы - строительство котельной № 18 для десятого квартала – зависла после 2001 года. К этому времени  сделана была  уже третья часть от объема строительно-монтажных работ в 28 миллионов рублей: построено здание,  установлен тепловой модуль  “ИМПАК”, подключены  к отоплению порядка  десяти многоквартирных  домов и объектов социального назначения.

По нормативу  эту котельную должны были закончить без малого за два года. Она тоже мазутного типа, высокотехнологична, оборудование поставляет республика Беларусь. Но 2002 год  оказался для  стройки  сложным. Первым захромало финансирование. Деньги от департамента  по жилищно-коммунальному строительству и топливным ресурсам переводились на администрацию города, а  затем филиалу “Дальнереченский” КГУП “Примтеплоэнерго”. Именно с последним у строителей ООО “ОСТ-Строй” был заключен договор подряда. Но деньги все время застревали то на одном, то на другом этапе. Если прежний глава города М. Н. Личенко считал создание комфортных условий для проживания дальнереченцев делом первостепенной заботы, и это у него получалось, то мэр нынешний, Василий  Баранов,  на все это махнул рукой.

У гендиректора “ОСТ-Строя” Геннадия Введенского на счету не один десяток крупных строительных  объектов и в крае, и в Дальнереченске.

- Самым удачным по финансированию, - рассказывает Геннадий Леонидович,- стал текущий 2003 год. Мы выиграли  тендер по строительству этой котельной. Хотя объект переходной. Зато сейчас мы  финансируемся  напрямую из департамента через казначейство. А это меняет многое. 

- А насколько реально то, что с началом отопительного сезона дальнереченцы  10-го квартала получат тепло с качественными параметрами? Ведь в прошлом году этого не произошло, хотя должно было. И, памятуя об этом, энергетики готовят  к зиме старую котельную, не надеясь на новую.

- Сравните, -  аргументированно обосновывает свою точку зрения руководитель, - в 2002 году первые деньги мы получили в августе. Когда было строить? А мы, между прочим,  освоили в тот год 12 миллионов рублей. Оплачено было лишь 9 миллионов.  Сегодня они поступают в  точном  соответствии с графиком, притом осуществляется жесткий контроль по их прохождению и использованию. Всего в этом году необходимо освоить 9 миллионов рублей, 6 миллионов  - на самой  котельной, 3 миллиона на монтаже тепловой сети. В этом году гарантированно будут введены в строй  два котла. В следующем - еще два. Общая мощность станции достигнет 19 Гкал/час.

- Но мазут дороже угля. Многие считают, что такая котельная будет нерентабельна?

- Дороже - это не значит, что невыгодно. Нынешние тарифы за тепловую энергию покрывают затраты на производство тепла из мазута. По проекту котельная должна окупиться в течение восьми лет. Фактически это произойдет в два раза  быстрее, потому что  с вводом котельной № 18 закроются шесть средних и мелких кочегарок, что приведет к значительному сокращению эксплуатационных затрат.  Плюс такие преимущества, как высокая автоматизация и управляемость процессом, экологическая чистота, сгорание мазута  стопроцентное.

Строители с изрядной долей вероятности график работ действительно выдержат. Простоев на объекте не наблюдается. Нитка теплотрассы уже подтянута к микрорайону.   Надежное тепло этой зимой появится  в 10-м квартале. А вот  испытают ли дальнереченцы прелесть домашней ванны – это  вопрос.  Потому что многие подвалы домов попросту залиты  канализационными стоками. Внутридомовые сети  готовятся вяло, а для горячего водоснабжения их вовсе нет. Делать бы это сейчас параллельно, да  денег, как повелось в последнее время, у города нет. А голова об этом должна болеть у администрации. Иначе эффект от ввода  новой котельной будет смазан. Более того,  будет упущена экономическая выгода. Тепло - это тоже товар, и его надо умело продавать.

Автор: Владимир ГОРБАЧЕВ, специально для «В»