Мне бы в небо

Олег Вадимович Щербаков - бывший военный, майор запаса. Мастер спорта по прыжкам с парашютом. Совершил более 2000 прыжков. Возглавляет спортивный клуб «Победитель» в Золотой Долине Партизанского района.

8 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1387 от 8 июль 2003

Олег Вадимович Щербаков - бывший военный, майор запаса. Мастер спорта по прыжкам с парашютом. Совершил более 2000 прыжков. Возглавляет спортивный клуб «Победитель» в Золотой Долине Партизанского района.

Учился на факультете авиационной автоматики и радиоэлектроники Даугавпилсского высшего военного авиационного училища. Эта специальность обеспечила ему поначалу долгое промерзание в авиаполку в сибирском городке Купино. Занимался боевыми искусствами. Позже, после перевода в Канск Красноярского края, поступил в специальную группу парашютистов-десантников по спасению летного состава, потерпевшего аварию в глухих местах или в тылу врага (СПДГ).

Через десять лет службы получил назначение на Кольский полуостров в поселок с экзотическим названием Африканда, что в Мурманской области. Здесь был назначен начальником поисково-спасательной и парашютно-десантной групп авиаполка.

В Находку перебрался после службы. На старом месте неуютным показался радиационный фон. А здесь же по душе пришлась дальневосточная природа. В 1997 году организовал парашютный клуб.

- Первые прыжки у нас пришлись как раз на празднование 9 Мая. Совпадение знаменательное, потому и клуб назвали «Победитель». В то время арсеньевский клуб уже развалился, и Золотая Долина была вполне подходящим местом. Для создания клуба нужны были большие средства. На свои сбережения я смог только частично оплатить вертолет. Парашютной техники было мало, так, чтобы хватало на один подъем. Здорово помогла строительная компания АСВ, позволив выкупить вертолет.

В чем главный смысл нашей работы? Сейчас мы реально помогаем готовить ребят к службе в вооруженных силах. Времена всеобщего охвата добровольным обществом содействия армии, авиации, флоту прошли. Теперь клубы, подобные нашему, единичны. Многие из тех, кто занимался у нас, пошли служить в воздушно-десантные войска.

- Что сегодня реально представляет собой парашютный клуб?

- На сегодняшний день обладаем одним вертолетом «Ми-2», аэродромным обеспечением в виде топливозаправочной станции, складом-хранилищем и 18 комплектами парашютов. Что касается контингента, то, во-первых, есть парашютное звено постоянного состава, около двадцати человек. Остальные - это те, кто приезжает к нам специально для того, чтобы прыгнуть с парашютом. Люди разного возраста - от 14 лет и старше. Есть и представители ветеранского поколения. Приезжал один старик: «Сынок, я за свою жизнь совершил восемь прыжков с парашютом. Прежде чем умереть, хочу сделать еще два прыжка для ровного счета» .

Клуб зарегистрирован как общественная молодежная организация в управлении министерства юстиции по Приморскому краю. В дальнейшем мы планируем развивать и другие виды спортивных развлечений – словом, организовывать досуг для настоящих мужчин.

- Допустим, я бы хотел прыгнуть с парашютом. Что для этого нужно в вашем клубе?

- Чтобы получить допуск, кроме желания нужно предъявить медицинскую справку. Или же подписать документ, который подтверждает, что вы не страдаете заболеваниями, противопоказанными для занятий парашютным спортом. Юридическую основу составляет ваше заявление в адрес клуба и разовый членский взнос.

Обязательно пройти специальную подготовку, а также тренаж действий в особых случаях. Непременно отрабатываем технику приземления. Только после этого можно подниматься в воздух. Перворазники прыгают только при скорости ветра от нуля до четырех метров в секунду.

- Вас, наверное, часто спрашивают, были ли какие-либо трагические случаи во время прыжков?

- Спрашивают всегда. За все время работы особых ЧП не было. Разве что пару раз переломы ног. Бывают посадки на дерево, но они, как правило, никогда не заканчиваются травмами, разве что царапинами.

Новички более внимательно прислушиваются к советам. Правила безопасности состоят в том, как правильно отделяться от летательного аппарата, правильно падать, лечь на воздушный поток и правильно приземлиться.

- Летать - неестественное состояние человека. Плавать, ходить - куда ни шло...

- Да, мы несколько самонадеянны в этом плане. Но если бы мы не летали во снах...… Быть может, это реализуются наши подсознательные желания. В жизни мы хотим, чтобы крылья вырастали не только ночью, потому человек и стал выдумывать летательные аппараты, пришивать крылья и прыгать с колокольни. Очень многие хотят превзойти самого себя.

- Говорят, что люди в последнее время стали более приземленными. В смысле, замученные бытом, бизнесом и т. д. Кого больше тянет в небо?

- В основном это люди в возрасте от 20 до 35 лет, сохранившие некий юношеский азарт. В последнее время стало больше прыгать молодых женщин. Человек, которому под 40, более бережно относится к своей жизни. Очень богатые почти не прыгают, наверное, потому, что они боятся потерять приобретенное благо. Это самое простое объяснение. Хотя среди них бывают рисковые люди.

Автор: Владимир ТУЗЮК, "Владивосток"