Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Экономика, финансы

Налогом прибитые

В этом году многие владельцы транспортных средств ощутили на себе все финансово-экономические прелести хода налоговой реформы России, вступила в силу новая система уплаты транспортного налога. До этого года действовал порядок, при котором налоговые органы почти не вели учет ни этих средств, ни их владельцев и сами не исчисляли этот налог с владельцев автотранспортных средств, налог уплачивался самостоятельно физическим лицом, а квитанция предъявлялась в ГИБДД при регистрации, перерегистрации или прохождении техосмотра. Теперь при прохождении техосмотра с автомобилистов не требуют квитанцию об оплате транспортного налога, это уже дело  налоговой инспекции.

В этом году многие владельцы транспортных средств ощутили на себе все финансово-экономические прелести хода налоговой реформы России, вступила в силу новая система уплаты транспортного налога. До этого года действовал порядок, при котором налоговые органы почти не вели учет ни этих средств, ни их владельцев и сами не исчисляли этот налог с владельцев автотранспортных средств, налог уплачивался самостоятельно физическим лицом, а квитанция предъявлялась в ГИБДД при регистрации, перерегистрации или прохождении техосмотра. Теперь при прохождении техосмотра с автомобилистов не требуют квитанцию об оплате транспортного налога, это уже дело  налоговой инспекции.

На федеральном уровне ставка старого налога (на примере легковых автомобилей) состояла всего из двух позиций и оставалась неизменной в течение почти 10 лет с максимальной для всех категорий налогоплательщиков мощностью двигателя свыше 100 и более лошадиных сил (далее л. с.) при единственной ставке в 1 рубль 30 копеек.

Почти год назад Федеральным законом № 110-ФЗ в России были отменены налоги, служащие источником образования дорожных фондов. Взамен ввели транспортный налог. На территории Приморского края на этом основании был принят закон от 28.11.2002 № 24-КЗ «О транспортном налоге», вступивший в силу с 1 января 2003 года.

Наш краевой законодатель продолжил многолетнюю традицию своих предшественников и с успехом залез в карман налогоплательщиков, убив вместе с правительством РФ (прибавьте к этому обязательное автострахование) последнюю надежду на приобретение более молодой и безопасной автомашины:

Наименование объекта налогообложения
Налоговая ставка (в рублях)
При возрасте автотранспортного средства Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)
до 3 лет включительно свыше 3 лет до 10 лет включительно Свыше 10 лет
До 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 15 7 5
Свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) 20 12 7
Свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) 30 20 10
Свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) 75 30 12
Свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 100 75 30

Из выше приведенных примеров видно, что государство ежегодно забирает из кошелька граждан все более солидные суммы денег. Но чем, скажем, провинился автолюбитель, который какое-то время назад купил машину с мощностью двигателя свыше 250 л. с., ту же турбовую Субару-Форестер”? Ведь за нее он должен заплатить теперь налог в размере 19 тысяч рублей вместо 600 рублей четыре года назад! Из каких принципов исходили депутаты?

Теперь по поводу лошадиных сил автомобиля. Законодатель в старом и новом законе хронически повторяет одну и ту же ошибку: обозначая взимание налога с каждой лошадиной силы, в ставках указывает еще и аббревиатуру кВт”. Хотя сегодня даже в техпаспортах нет единства измерения мощности автомобиля. Такая ситуация недопустима в отношении законодательства, тем более налогового. Неужели трудно на федеральном уровне буквой закона хотя бы указать, что если в паспорте на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то производится пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы): 1 кВт = 1,35962 л. сТакие упущения, идущие вразрез с Налоговым кодексом, в XXI веке кажутся абсурдными. Между прочим, насколько мне известно, это сразу вызвало путаницу в начислении налога.

В 57-й статье Конституции нашей страны черным по белому написано: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Ладно Конституция, ведь ей уже 10 лет! Но вот НК РФ, которому всего 5 лет, обозначил, что акты законодательства о налогах, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Приведенные мною доводы смело можно применить и к еще одному законодательному нововведению - это доверенности! За все время действия закона «О дорожных фондах в РФ» доверенность не входила в элементы налогообложения. А в случае с новым транспортным налогом закон вдруг обретает обратную силу. Продал по доверенности много лет назад машину, ничего не ведая про будущий транспортный налог, а теперь плати. Но здесь присутствует один пикантный момент в виде 187-й статьи ГК РФ, разрешающей право передоверия. В таких случаях срок действия доверенности может многократно увеличиться, а вот налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов только в течение четырех лет (НК РФ ст. 23 п.8).

Дальше больше. Немаловажно, что передавший полномочия другому лицу должен известить об этом выдавшего доверенность и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные. Следовательно, с хозяина и спрос таков...

Обращаю внимание на то, что в законе отсутствует важное слово, которое для налогоплательщиков может сыграть немаловажную роль, - это обязанность уведомить: При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.Но каким образом должны мы уведомить? Кто вправе вместо закона без ссылки на какой-либо орган определить порядок уведомления? Для целей налогообложения это должен определить только законодатель! Потому что Министерство РФ по налогам и сборам издает обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах! Следовательно, уведомить можно устно, а можно и письменно, указав, что доверенность у Иван Иваныча. Нас же заставляют в налоговых проходить по этому поводу целые процедуры.

Еще один спорный момент. Вы получили налоговое уведомление об уплате транспортного налога, в котором указывается, что эта бумага вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, не позднее 1 июня года налогового периода. Но ведь очень многие налогоплательщики получили налоговые уведомления позже и намного позже обозначенного законом срока! А кто удостоверял факт вашего получения? В отличии от коммунальных платежей налоговое законодательство четко оговорило эти действия: “…Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения…” (НК РФ ст. 52). Подчеркиваю, подтверждающим факт и дату его получения!

На мой взгляд, чем дальше, тем все больше и больше мы будем ощущать и другие нестыковки в транспортном налоге. Но уже сейчас ясно, что признание этого нормативного правового акта несоответствующим НК РФ в ближайшее время начнет, как говорится, осуществляться в судебном порядке. Потому что народ на все это отреагирует просто не будет платить, а будет жаловаться.

P.S. Полную версию статьи можно скачать тут (формат *.doc) >>>

Автор : Сергей РУСАЛЕНКО, председатель Приморского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», специально для «В»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Тот еще свет

Капитана танкера «Аргунь», скончавшегося накануне ночью в порту Кейптауна, нашли в собственной постели члены экипажа.

Янки в городе

Вчера в бухту Золотой Рог пришли корабли американских военно-морских сил - эсминец УРО (управляемого ракетного оружия) «Лассен» под командованием капитана 2-го ранга Хью Уэтеролда и десантный корабль «Форт Мак-Генри» под командованием капитана 2-го ранга Адриана Дж. Джэнсена. За их швартовкой к 33 причалу следили десятки заинтересованных глаз – как известно, американцы привыкли швартоваться не кормой, а лагом, то есть бортом, и заход во Владивосток для кораблей США – серьезное испытание.

Добровольное объединение

Завтра те, кто знает о существовании Международного дня кооперативов, поздравят их участников с этим праздником.

Сакэ тоже гонят

В рамках третьей Владивостокской биеннале визуальных искусств 2 июля в театре молодежи состоялась премьера спектакля «Бабушка, сакэ и инспектор», поставленного японским театром Будо-Дза, который существует уже 50 лет и считается одним из самых известных любительских театров Японии.

Святое путешествие

До Москвы паломники отправились на поезде, далее их путешествие продолжится на автобусе. За две недели группа дальневосточников, в составе которой более половины - студенты отделения теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета, посетит величайшие христианские святыни православной Руси: монастыри Москвы, Киева, Пскова, Санкт-Петербурга, Оптину пустынь и Дивеево.

Последние номера