Сахалин, Находка и Курилы в уме

Большим событием не только для Приморья, но и для всего Дальнего Востока России стал визит во Владивосток министра иностранных дел Японии Ёрико Кавагути. По его итогам нельзя не отметить, что каждая из сторон, как российская, так и японская, получила определенную выгоду с прицелом на ближайшее завтра.

1 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1383 от 1 июль 2003

Большим событием не только для Приморья, но и для всего Дальнего Востока России стал визит во Владивосток министра иностранных дел Японии Ёрико Кавагути. По его итогам нельзя не отметить, что каждая из сторон, как российская, так и японская, получила определенную выгоду с прицелом на ближайшее завтра. 

2003 год как никогда насыщен дружескими связями между двумя странами: в январе и мае Россию посетил премьер-министр Японии Коидзуми, превратив вместе с Владимиром Путиным наметившееся потепление между двумя странами в конкретный «План действий».

Японцы изменились. В отношениях с Россией они стараются перейти от теории к конкретике, несмотря на имеющиеся «территориальные барьеры», что не может не радовать. Это постоянно подчеркивалось и в ходе визита высокопоставленной делегации в Приморский край, где в сжатые сроки гости посетили практические все очаги российско-японского сотрудничества.

Помимо давно распланированного проекта по японской поддержке утилизации подводных лодок на заводе «Звезда» в Приморье были достигнуты следующие договоренности. Японская фирма «Токио Дэн Рёку» в рамках проекта «Сахалин-2» на протяжении 20 лет будет покупать российский газ. Кроме того, Токио гарантирует вложение в данный природный оазис 4 миллиардов долларов инвестиций. По мнению пресс-секретаря МИДа Японии г-на Хацухисы Такасимы, тот факт, что «Сахалин-2» уже вышел на стадию реальной работы, гарантирует экономические дивиденды не только Сахалинской области, но и Приморскому краю.

Далее. В ходе беседы с полпредом президента в ДВФО Константином Пуликовским г-жа Кавагути пожелала, чтобы трубопровод шел по тихоокеанскому маршруту (в идеале – до Находки). Японцы готовы оказывать финансовую помощь при разработке этого проекта. Хотя иностранные дипломаты и указывают, что окончательное решение ангарского вопроса - прерогатива и внутреннее дело российского правительства, некоторый дипломатический «нажим» все же чувствуется. Гости подчеркивают: если у «трубы» будет сугубо дацинская, то есть китайская прописка, японская сторона воспримет сей факт как «противоречие договоренностям, прописанным в «Плане совместных действий».

Любые экономические инициативы Японии в Приморье, так получается, воспринимаются как далекие перспективы. А все потому, что наибольшие инвестиции в наш регион предоставляют Южная Корея и Китай. Когда высокопоставленных японцев спрашивают, не боятся ли в Стране восходящего солнца перспективы упущенных возможностей, те ограничиваются философскими ответами.

Ясная голова и твердый расчет, а главное – беспрецедентная инициатива относятся только к Сахалину и, разумеется, нефтеносному ангарскому проекту. Конечно, в Приморье находкинский вариант найдет больше поддержки – это и реальные перспективы занятости, и налоги, и «живые деньги». Но любые мнения на сей счет останутся мнениями, пока эксперты окончательно не определят, сколько нефти будет разработано в Сибири и целесообразно ли вести нефтепровод по тихоокеанскому маршруту. Другими словами, хватит ли на всех нефти. Удивляет одно: почему японская сторона проявляет фантастические усилия по трубопроводу и корректировке его маршрута и при этом не перестает акцентировать внимание на том, что реальные инвестиции в экономику ДВ и Сибири возможны только при заключении мирного договора. А мирный договор – это не что иное, как фактический переход Курильских островов из-под российской юрисдикции.

В протоколе пребывания делегации МИДа Японии обсуждение территориальной проблемы не значилось. Перед своим визитом во Владивосток вице-премьер правительства России Виктор Христенко также указал, что дискуссий по Курилам в ходе встреч не будет. Однако в этом, безусловно, важнейшем для себя вопросе японцы сделали исключение, постоянно связывая перспективы своей экономической помощи региону исключительно с курильским вопросом.

Несмотря на эти тонкости, хорошо просматривается, что российско-японские отношения выходят на новый взаимовыгодный этап. Да, вопрос с заключением мирного договора подвис (это обстоятельство более всего отпугивает японский бизнес), но Россия при этом постоянно поддерживает интерес соседей к проектам, связанным с природными ресурсами. В свою очередь, официальный Токио чувствует как супервозможности своего бизнеса в Сибири, так и международные политические веяния. Как показывает ситуация, президент Владимир Путин находит общий язык как с Ким Чен Иром, так и с его антагонистом Джорджем Бушем. С кем сотрудничают главные союзники Японии, с теми и Япония. Может быть, в этом и заключается секрет двустороннего потепления. Наши соседи находят весьма забавным то обстоятельство, что в случае вступления России в западные военно-политические и экономические блоки их островное государство будет напрямую граничить с европейским сообществом.

Автор: Александр СЫРЦОВ, «Владивосток»