Коли доктор сыт - пациенту легче

Судя по открытию все новых магазинов и респектабельных торговых центров, наша рыночная экономика уверенно идет вперед. Значит, должны расти отчисления вставших на ноги предприятий, в том числе на здравоохранение. Оно должно следом заметно подтягиваться. Но по большому счету наша медицина все еще остается бедной, хотя улучшения на самом деле есть, что внушает оптимизм. Об этом в преддверии Дня медицинского работника наш разговор с вице-губернатором Приморья доктором медицинских наук профессором Борисом Гельцером.

10 июнь 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1372 от 10 июнь 2003

Судя по открытию все новых магазинов и респектабельных торговых центров, наша рыночная экономика уверенно идет вперед. Значит, должны расти отчисления вставших на ноги предприятий, в том числе на здравоохранение. Оно должно следом заметно подтягиваться. Но по большому счету наша медицина все еще остается бедной, хотя улучшения на самом деле есть, что внушает оптимизм.
Об этом в преддверии Дня медицинского работника наш разговор с вице-губернатором Приморья доктором медицинских наук профессором Борисом Гельцером.

- Можно сколько угодно говорить о чудесах, которые творят врачи в элитных столичных клиниках, но нам

“на краешке земли” они ведь все равно недоступны. Намного мы отстаем от Москвы и Санкт-Петербурга?

- Лукавить не буду, в крае остается проблема выбора медицинского учреждения, чтобы получить, заплатив деньги, ту помощь, на которую пациент рассчитывает. И с точки зрения комфортности пребывания в больнице, и с точки зрения ее оснащенности эффективным диагностическим оборудованием. В Москве такие клиники процветают, у нас же инвесторы пока остерегаются вкладывать деньги в мало знакомое для них дело.

Но при этом я могу с уверенностью сказать, что сегодня уже немного больных нуждается в том, чтобы ехать через всю страну на операцию или для какого-то специфического лечения. Его можно получить и здесь. Касается это, в частности, лечения опухолей. Сегодня диагноз

“рак” не является синонимом смерти только потому, что существуют эффективные схемы химиотерапии. Приморский край в числе немногих субъектов Федерации покупает такие химиопрепараты на средства краевого бюджета - на 30 миллионов рублей каждый год. В Приморье более 20 тысяч онкологических больных, и все они теперь бесплатно обеспечиваются препаратами. Пользуясь случаем, хочу проинформировать пациентов о том, что во время майской поездки в Москву нам удалось договориться в министерстве здравоохранения о выделении краю прибора для лучевой терапии стоимостью 1,5 миллиона долларов. В течение года мы его получим, и тогда очередей на облучение уже не будет.

Большой шаг вперед сделала приморская кардиохирургия, в которой успешно применяются высокие технологии. У нас лучшее отделение на Дальнем Востоке, где проводятся операции на открытом сердце, хирургическим путем лечатся ишемическая болезнь и сердечная аритмия, производится протезирование клапанов при пороках сердца. В краевой больнице работает целая бригада высококлассных докторов. Думаю, в этом году отделение войдет в двадцатку лучших клиник России.

Высокого уровня достиг центр ортопедии. Еще недавно у нас были очереди по 500 человек на протезирование суставов. Теперь они практически ликвидированы. Искусственные суставы при коксоартрозе (более 100 в год) имплантируются опять же за счет бюджетных средств.

Недавно краевая администрация приобрела современное лазерное оборудование для глазного отделения, расположенного в краевой клинической больнице

№ 2, и сейчас оно по своему оснащению приблизилось к федоровским клиникам. Отпала необходимость отправлять пациентов в Хабаровск.

То же можно сказать о нейрохирургии и некоторых других направлениях. Высокие технологии пришли в медицину Приморского края, и сейчас мы во многом работаем на уровне лучших клиник России, а зачастую и на уровне европейских стандартов.

- Речь идет прежде всего о краевом центре. Но две трети приморцев живет в сельской местности. Во Владивосток сельчане отправляются только в случае крайней необходимости.

- В сельском здравоохранении начата массированная модернизация. В этом году мы полностью закончим оснащение всех без исключения больниц рентгеновским оборудованием, обеспечим их ультразвуковой и другой медицинской техникой. Куплен дорогостоящий компьютерный томограф для Уссурийска, и такие же аппараты с высокоточной диагностикой нужны в Кавалерово и Арсеньеве. Кроме улучшения качества лечения переоснащение уменьшит затраты на перевозку пациентов во Владивосток. А ведь в случае тяжелых травм дальняя дорога просто невозможна.

Самое главное, у нас есть четкое представление о том, что нужно менять в сельской медицине, как ее дальше развивать. В Минздраве подписан трехсторонний договор, где зафиксированы обязательства самого министерства, федерального фонда медицинского страхования и наши, краевые обязательства по обеспечению нормального функционирования системы здравоохранения, в том числе сельского. Наши начинания в Москве поддержали, поскольку с точки зрения концепции реформирования здравоохранения край идет в нужном направлении.

- Я так понимаю, что начинать поднимать сельскую медицину пришлось с элементарного

– выплаты долгов по зарплате?

- Почти все здравоохранение в сельской местности финансируется за счет территориального фонда обязательного медицинского страхования. И действительно, долгое время жизнь медработников отравляли многомесячные задержки по выплате заработной платы из-за того, что фонд был пуст. Его задолженность перед лечебными учреждениями составляла 300 миллионов рублей. Сейчас за счет взносов краевых властей на медицинское страхование неработающего населения и эффективной работы налоговых органов удалось добиться ритмичного наполнения фонда. Его бюджет в нынешнем году по сравнению с прошлым вырос с 1 миллиарда 700 миллионов до 2 миллиардов 300 миллионов рублей. Теперь есть возможность платить зарплату вовремя. В течение последних полутора лет не было также задолженностей перед медработниками тех учреждений, которые финансируются из краевого бюджета. За 2002 год погашены долги по выплате заработной платы из муниципальных бюджетов. Улучшено лекарственное обеспечение больниц и снабжение их продуктами. И в целом финансово-экономическая составляющая приморской медицины оздоровилась.

Сейчас на первое место выдвигается проблема модернизации поликлиник, которые из-за плохой оснащенности не могут в полной мере выполнять возложенные на них функции.

- А что касается районных и участковых больниц, то сокращения коек в них будут продолжаться?

- С точки зрения российских стандартов мы находимся сейчас в оптимальной зоне: на 10 тысяч населения приходится 95 больничных коек. Поэтому дальнейшего сокращения не будет, это может коснуться лишь города.

- И все-таки вряд ли только за счет обязательного страхования существенно поднять уровень медицины. Каковы перспективы с развитием добровольного медицинского страхования?

- Его развитие если не с нынешнего, то точно с 2004 года станет для краевых властей одной из приоритетных задач. Мы считаем, что нужно идти цивилизованным путем, иметь хорошо развитую сеть страховых медицинских организаций, взявших всю полноту ответственности за здоровье человека, застраховав его. Сегодня уже достаточно велика прослойка населения, способная позволить себе иметь медицинскую страховку. Страхование может быть и за счет работодателей. Растет число компаний, которые могут взять на себя страхование своих работников по тем или иным программам. Будем создавать все условия для развития частного сектора медицины по всем направлениям, включая поддержку частно практикующих врачей, поликлинических услуг. Это даст возможность разгрузить государственные медицинские учреждения для более эффективного обслуживания пациентов, не имеющих возможности лечиться платно. Пока тут лидируют стоматология и косметология, но этого слишком мало.

- В краевом бюджете на нынешний год предусмотрено финансирование целевых программ в области здравоохранения почти на 100 миллионов рублей. Среди них есть и совершенно новые.

- Да, в этом году заработала, например, программа

“Врач общей практики”, на которую предусмотрено выделение 6 с лишним миллионов рублей. Это молодое направление, и мы считаем, что его нужно поддержать, помочь оснастить амбулатории, которые по сути являются офисами врачей общей практики. Лишь некоторые субъекты Федерации финансируют также программу “Профилактика и лечение артериальной гипертонии”. Всего у нас 10 эффективно работающих программ, и это планомерно поднимает уровень медицины края. Готовимся принять программу сохранения здоровья пожилых людей. По распоряжению губернатора разрабатывается специальная программа по профилактике и лечению клещевого энцефалита. Сейчас такой раздел есть в общей программе по вакцинопрофилактике, но чисто медицинского аспекта недостаточно. Нужно возобновить обработку лесов, уничтожение клещей. За год в крае заболевает около 100 человек, и десятую часть из них не удается спасти. Все мы стали бояться в лес зайти, отлучаемся от природы.

- Борис Израйлевич, а насколько помогают медицине идти вперед наши местные ученые?

- Без науки говорить о прогрессе просто было бы невозможно. Новые технологии и методики отрабатываются и в клиниках, и экспериментальным путем. Событием этого года в научной жизни стало открытие Дальневосточного научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. Во Владивостоке будет располагаться его президиум. Центру подчинят не только наши научно-исследовательские институты, но и Благовещенска, Хабаровска, будет создано несколько новых НИИ. Центр призван координировать медицинскую науку на Дальнем Востоке, концентрировать научный потенциал на перспективных направлениях.

А самое главное богатство медицины края - ее кадровый потенциал. Мы не растеряли высококлассных специалистов, пережив очень тяжелые безденежные времена. В медицине работают преданные своему делу люди, и это стало спасением. Искренне поздравляю коллег с наступающим профессиональным праздником. И всем

– крепкого здоровья.

Автор: Надежда БРАЖИНА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»